Каширский удел

Каширский удел, 15-16 веков. Судьба Каширского удела не была достаточно изучена, известно только, что, видимо, как и Звенигородский удел, он являлся пристанищем царевичей и ханов, лишившихся трона. Также затрудняет работу историков, то, что до начала 17 века Кашира (Кошира) располагалась на месте сел: Старая Кашира или Городищи, а не там, где сейчас находится современный город. Все, что выяснили историки, это то, что в конце XV–XVI веков Кашира, а часто и Серпуховский удел часто была уделом бывших правителей Казани — Шах-Али, Мухаммед-Эмина и Абдул-Латифа. М. Худяков писал, что данные городки изначально были городами Московского княжества, и Кашира передавалась по наследству старшему из сыновей московских князей, а Звенигород – младшему.

В 1480 году Каширский удел был подарен 10-летнему царевичу Мухаммед-Эмину (сыну Улуг-Мухаммеда), который был изгнан из Казани, предположительно по велению отчима мальчика – хана Менгли-Гирея; через 12 лет Звенигородский удел получил его младший брат Абдул-Латиф.

В 1484 году Мухаммед-Эмин, заручившись поддержкой русского войска, садится на Казанский престол, но через год Мухаммед-Эмин был изгнан и бежал на Русь.

В 1487 году он стал царем Казани во второй раз и царствовал до 1495 года, когда был свергнут вновь – бежал в Россию и снова получил во владения Каширский удел. Через два года ханом Казани был провозглашен Абдул-Латиф, а оскорбленному Мухаммед-Эмину в виде утешения в два раза увеличилось жалованье и вместе с Каширским уделом был отдан Серпухов и Хотунь (современное название Хатунь). Во время Ливонской войны 1500 году он был назван номинальным главнокомандующим русской армии из-за своего происхождения. В 1502 году Абдул-Латиф снова был свергнут и выслан на север, а Мухаммед-Эмин опять получает власть над Казанским ханством.

Мухаммед-Эмин долго находился в Каширском уделе, что дало ему возможность лучше узнать русский быт, и поэтому во время его правления Казанским ханством, русское влияние было наиболее сильно, сыграв роль на формировании » характера законодательства, строительной деятельности и прочих сторонах царствования» (по данным М. Худяковова). В 1508 году правитель Крыма Менгли-Гирей потребовал освободить из ссылки своего пасынка Абдул-Латифа и, хотел, чтобы Московские бояре разрешили ему уехать в Крым или хотя бы дать ему Каширский удел, но те не пошли на это, и отдали ему на откуп Юрьев. С. М. Соловьев считал, что все это происходило из-за того, что Каширский удел в то время был на границе между Княжеством Московским и Крымским ханством, разбившим чуть раньше (в 1502 году) Большую Орду.

В 1512 году Абдул-Латиф в очередной раз пленен и потерял свои земли, но в ноябре 1516 года «князь великий Абдел-Летифа царя из нятства (плена) выпустил и дал ему город Коширу в своей земли». Все это было сделано в ответ на прошение высшего общества Казанского ханства. Они хотели видеть его как преемника Мухаммед-Эмина, но Москва желала видеть на казанском троне не Абдул-Латифа, который скоропостижно умер в ноябре 1517 году в Кашире, как считал М. Худяков, его уничтожили московские бояре.

Каширским уделом, вместе с Серпуховом, с сентября 1532 по январь 1533 года правил хан Шах-Али, тогда лишенный трона . И уже сидя в Кашире он начинает тайную, без ведома Москвы, переписку с Казанью о возможности вхождения на престол, нарушая договоренности с Москвой о том, что все международные контакты удельных царевичей должны проходить только под пристальным вниманием Москвы. В итоге он был пленен, лишен всех своих владений и выслан на север на 3 года.

В 1543 году Шах-Али опять правил Каширой (может быть, вместе с Касимовым) – до 1546 года, в котором он снова взошел на Казанский трон. А. М. Орлов писал, что в Каширском уезде с XVI века и ранее располагалось некоторое количество татарских деревень.[1]

Примечания:
  1. Ислам в Москве: энциклопедический словарь / Коллект. автор. Сост. и отв. редактор – Д. З. Хайретдинов. – Н. Новгород: Издательский дом «Медина», 2008.