Крестовые походы и ислам

Первый мощный удар по Палестине в 614 г. нанесла возглавляемая династией Сасанидов Персия. Ее правители сумели дать отпор Риму, вследствие чего византийские императоры были вынуждены пойти на союз с ними. Воспользовавшись неразберихой, которой сопровождалось восшествие Фоки на императорский престол в Византии, Хосрой II завоевал Сирию (Дамаск был взят в 613 г.). На следующий год его армия захватила Иерусалим, город был опустошен и разграблен.
Еще не успели завершиться работы по восстановлению религиозных святынь, как в 637 г. Иерусалим снова был завоеван, на этот раз арабами. Молниеносное продвижение мусульманской армии застало врасплох ослабленную внутренними противоречиями и войнами с Персией Византию. Столкнувшись с неспособностью империи защитить Святую землю, патриарх Софроний решил пойти на переговоры с халифом Умаром I (634-644) о сдаче города. Первоначально оккупация не была тяжелой. Более того, частью населения она даже была встречена с облегчением, ибо означала освобождение от византийского владычества. Ислам не предписывал обращать в свою веру «людей Книги», т. е. христиан и иудеев: они могли, как и прежде, исповедовать свою веру, их культовые постройки сохранялись в неприкосновенности. В Иерусалиме в VII в. возводятся два мусульманских святилища: Купол Скалы (неточно называемая «мечетью Умара») и мечеть Аль-Акса.
На протяжении VIII столетия положение христиан постепенно ухудшается. Пипину Короткому и Карлу Великому удалось нормализовать отношения с халифами и установить протекторат над Священным городом. В Иерусалим прибывают латинские монахи, восстанавливаются религиозные ордены.
Однако такое положение дел сохранялось недолго, христиан стали часто преследовать. В 1009 г. халиф аль-Хаким, — шестой халиф из династии Фатимидов и центральная фигура в религиозной системе друзов, имевший сложный характер, одновременно жестокий и деспотичный, щедрый и смиренный, — подверг разрушению храм Гроба Господня. После распада мусульманского государства Палестина стала причиной ожесточенных сражений между египетскими Фатимидами и турками-сельджуками, которые в 1070 г. взяли Иерусалим.

Крестовые походы и Иерусалимское царство

Слухи о притеснениях, испытываемых христианами на Святой земле, дошедшие на Запад, послужили поводом для начала Крестовых походов. Расцениваемые ранее как одно из наиболее ярких проявлений христианской веры, сегодня Крестовые походы часто рассматриваются в качестве первого проявления западного колониализма, направившего свои устремления на восточное Средиземноморье. Даже если это и было верно по отношению к более поздним Крестовым походам (при которых прослеживается стремление воспользоваться возникшей ситуацией), рыцари, откликнувшиеся на призыв папы Римского Урбана II, брошенный в Клермоне в 1095 г., были движимы свойственным христианам желанием отправиться в паломничество в Святую землю. Их вела мечта об освобождении Гроба Господня и обретении прощения грехов. Завоевание Антиохии и Эдессы показалось для некоторых из них достаточным, однако не все рыцари забыли конечную цель похода. 15 августа 1099 г. Иерусалим был взят, мусульманское население города подверглось уничтожению. Он оставался в руках западных христиан до 1187 г.
Победители создали на палестинской земле Иерусалимское королевство. Сначала его возглавил Готфрид Бульонский, не принявший королевского титула, а затем его брат Болдуин, коронованный в Вифлееме в 1100 г. Королевство состояло из четырех областей: принципата Антиохийского, княжества Эдесского, княжества Триполи и королевства Иерусалимского (избираемый на высоком совете король располагал весьма ограниченными полномочиями). К ним присоединялись могущественные рыцарские ордены, такие как тамплиеры или госпитальеры. Необходимость защищать свои земли в этом регионе не мешала христианам помнить и о частных интересах. Ситуация в королевстве стала угрожающей, когда его размеры уменьшились до узкой полоски земли вдоль побережья Средиземного моря.
В 1144 г., когда Эдесса была захвачена арабами, второй Крестовый поход, вдохновленный Бернардом, не смог улучшить положения дел. Иерусалимское королевство балансировало на краю гибели, играя на противоречиях между сельджуками в Алеппо, арабами в Дамаске и египтянами в Каире. Вскоре в Египте к власти пришел Салахаддин, затем он был признан также правителем Сирии. 4 июля 1187 г. при Хаттине, недалеко от Тивериады, он уничтожил возглавляемую Гийомом де Лузиньяном французскую армию. 2 октября пал Иерусалим.
Еще на протяжении примерно столетия предпринимались новые Крестовые походы с надеждой восстановить королевство. Но египетским мамлюкам, возглавляемым Байбар-сом (1260-1277), удалось взять одну за другой все крепости, остававшиеся в руках французов. Последний бастион христиан на востоке — крепость Сен-Жан д’Акр — пала в 1291 г. Остатки Иерусалимского королевства уцелели лишь на острове Кипр.
Так закончилась эпоха Крестовых походов. С тех пор на Ближнем востоке остались многочисленные свидетельства: крепость в Кесарии и крепость Сен-Жан д’Акр, храм Гроба Господня и церковь Св. Анны в Иерусалиме.
В 1204 г. крестоносцы захватили Константинополь и на месте Византийской империи создали Латинскую империю. Город был отвоеван греками в 1261 г., что повлекло за собой новое осложнение в отношениях между двумя империями; папа Урбан IV объявляет новый Крестовый поход, но в конечном счете садится за стол переговоров с греками, которые выдвигают так никогда и не реализованное предложение объединения церквей. Этот процесс, возможно, несколько затормозил продвижение ислама. Крестовые походы усугубили противоречия между христианами и мусульманами на Востоке и воздвигли непреодолимую стену в отношениях между католиками и православными, которые не нормализованы в полной мере и по сей день.
[1]

Примечания:
  1. Словарь религий / Под редакцией В. Зюбера. — СПб: Питер, 2009.