Крымскотатарская община в Москве

Крымскотатарская община в Москве — крымские татары являются автохтонным тюркскоязычным народом, населяющим Крымский полуостров. Его этническое ядро складывалось в 4-16 веках как последствие слияния тюркских и нетюркских земледельческих общин, в 11-16 веках в него влились кипчакские кочевые племена. Объединяющим фактором образования этноса крымских татар было распространение тюркского языка и мусульманской религии в среде народов средневекового Крыма, весьма возросшее во времена Крымского ханства (15-18 века). По истечении 16 века обусловленные сочетанием этнического и социального факторов связи между крымскими татарами и татарами поволжско-окскими сильно ослабели, результатом этого явилось выделение тюркского населения Крыма и его автономное развитие в виде самостоятельного народа.

После отделения Крымского ханства от Золотой Орды (1443 год), Москва и Крым вступили в официальные международные отношения. Возможно, что первое посольское подворье Крыма было в Кремле, с 1530-х годов, по сведениям, возник и Крымский двор, просуществовавший до 1705-1706 годов. Кроме представителей посольства, в Москве эпохи средневековья, проживали и аристократы (например, крещеные беи и мурзы из рода Сулешовых, которые влияли на дипломатические связи Руси и Крыма в начале XVII века), и зависимые люди. В период Смутных лет начала XVII века крымские татары поддерживали в битвах Московское царство, например, царевич Джанибек-Гирей и мурза Араслан Сулешов вступили в бой за Москву с солдатами Лжедмитрия II в июле 1610 года, что происходило в Серпуховском и Борисовском уездах. Видные представители Крымскотатарского народа после насильственного присоединения Крыма Россией в разные времена проживали и учились в Москве.

В 1864-67 годах во второй Московской Военной гимназии учился выдающийся просветитель, политик, издатель Исмаил-бей Гаспринский (Гаспралы), будущий руководитель Бахчисарайского дворца-музея Усеин Боданиниский, живописец и исследователь народного быта, в 1907-11 годах руководил художественно-промышленной школой филиала Строгановского училища (в 1935-37 годах, будучи снят с поста директора Хан-Сарая, проживал в Москве, занимаясь строительно-декорационной деятельностью). В Лазаревском институте восточных языков в период перед I Мировой войной вел преподавание востоковед Якуб Кемаль. На Арбате и Малой Сухаревской площади возникло поселение крымско-татарских купцов-фруктовщиков (начало XX века): М.А. Джеппаров, С.А. Ибраимов, А. Меметов, А.И. Хасан, С.Х. Омеров, У. Эбу-Бекаров, Р. Ибраимов и так далее, предположительно, они контактировали с одним из видных деятелей московской мусульманской общины Хусаином Байбековым, который занимался фруктовой торговлей в Сретенской части. Крымская АССР в составе РСФСР образовалась в октябре 1921 года.

9 февраля 1922 при народном комиссариате по делам национальностей ОСФСР возникло постоянное представительство Крымской АССР (с 1924 года, по упразднению Наркомнаца – при ВЦИК РСФСР), работавшее до 1938 года. В число сотрудников постпредства входили крымские татары – ШахМурад Ибрагимов, Усеин Балич и другие.

В Москве в 1920-1930 годах проживало наибольшее количество представителей крымско-татарской молодежи, которая училась в вузах столицы или работала на территории Москвы. Эти люди тесно общались, совместно проводя праздники.

Наибольший вес имел Мамут Недим – заметный общественный деятель, из числа возглавлявших строительство культуры Крыма, проводящий политику сглаживания противоречий между центральной властью и нерусским населением, развития культуры и языка крымских татар. С 1920 года до заключения под стражу в 1937 году проживал в основном на Знаменке, занимался наукой в НИИ Национального строительства.

Видным государственным деятелем был Аблякин Гафаров: до войны — заместитель председателя Контрольной комиссии Совнаркома (проживал в известном Доме не набережной, после переехал на улицу Горького), по окончании войны имел звание генерал-майора.

В Москве до войны проживали заметные фигуры из числа национальных интеллигентов: архитекторы Исмаил Куркчи и Мухтар Шерфеддинов, кинооператор Кенан Куйуб-зеде, Хайбулла Камилев, впоследствии профессор-востоковед, на операторском факультете ГИКе Осман Зеки и Ибрагим Барамыков (ставший народным артистом Таджикистана). Известный в будущем крымско-татарский композитор Яя Шарфединов в конце 1920 года жил в снятой комнате у муллы мечети на Татарской улице («Историческая мечеть»).

По обвинению в измене родине в мае 1944 года крымские татары были переселены из Крыма. Проживавшее в то время в Москве небольшое количество крымских татар было отправлено в места спецпоселений, но испытало на себе тяжесть морального давления и интерес к себе со стороны компетентных органов.

Дискриминации подверглись и те крымские татары, которые занимали видные посты. По воспоминаниям профессора Реффата Аппазова, с 1949 года начался период ограничения в правах крымских татар – москвичей, его не лишили свободы только потому, что Берию за него просил С.П. Королев. Согласно указу Президиума Верховного Совет СССР от 28.04.1956 – крымские татары перестали считаться переселенцами и лишились права возвращаться в Крым. С этого момента крымские татары начали бороться за возвращение на родину. Крымские татары, живущие в Москве, поставили свои подписи под первыми обращениями в высшие органы власти: Дважды Герой Советского Союза Ахметхан султан, участвовавший в войне, будущий известный вирусолог Мидат Салимов, филолог Басыр Гафаров и другие.

Для отправки писем в высшие советские инстанции с просьбами о возвращении на родину с 1964 года в Москве образуется негласное представительство крымских татар, что помогает усилению связей между крымскими татарами-москвичами и соотечественниками с других территорий, занимающимися активной деятельностью по возвращению в Крым (в основном из Узбекистана).

Многие крымские татары из молодежи стали приезжать в Москву на учебу в связи со снятием режима спецпоселений. Как вспоминает Айдын Шемьи-Заде, приехавшие и ставшие аспирантами и студентами в 1960 году крымские татары проживали в общежитиях, устроившиеся на работу дворниками получали жилье, в котором они могли разместить «по национальным делам» приезжающих земляков. Крымские татары – москвичи (Зампира Асанова, Ильяс Альчиков, Усеин Самединов) принимали участие во встрече с генералом-правозащитником Петром Григоренко, где он произнес ставшую легендой речь, поддерживающую борьбу крымских татар за национальное равноправие. За участие в национальном движении в июне 1968 года были лишены свободы и высланы из Москвы Энвер Маметов и житель Серпухово Московской области инженер Юрий Османов. На площади Маяковского в июне 1969 года была проведена знаменитая «демонстрация шести», отстаивавшая право крымских татар на возвращение родины и получение свободы арестованного П. Григоренко, в ней участвовала студентка Московского Медицинского института З. Асанова, поддерживающая контакт не только с функционерами крымско-татарского движения, но и с диссидентами- москвичами. Главной задачей деятельности крымско-татарских активистов было сбережение национальной культуры в среде мелких общин, так как возникла угроза расселения и потери крымско-татарской культуры со стороны государства.

Крымские татары-москвичи переживали в тех же условиях. Поэт Энвер Зубаирович Байрамов был организатором мероприятий общины в Москве (1970 годы), проходили встречи представителей диаспоры во время юбилеев, концертов, презентаций книг.

Э. Байрамов организовал в помещении библиотеки имени Некрасова концерты певицы Сусанны Меметовой, где звучали крымско-татарские песни, зрителями были около пятидесяти человек.

В 1987-88 годах происходит активизация политической деятельности крымских татар, проводятся массовые демонстрации в Москве в защиту права обретения родины в Крыму. В 1989 году, 12 июля, Совет Национальностей, избранный съездом народных депутатов СССР, образовал Комиссию по проблемам крымско-татарского народа, ее председателем был Геннадий Янаев, и в ней участвовали четыре крымских татарина (в том числе Айдер Куркчи, проживавший в Москве). В январе 1990 года ее работа завершилась созданием новой комиссии Совета министров СССР, которая должна была решать практические вопросы полного восстановления прав крымских татар. Председателем ее стал Виталий Догужиев (в составе были пять крымских татар, Московскую общину представляли Рефат Аппазов и Ферид Зиядинов).

В конце1990 года возникла Конфедерация репрессированных народов в ходе одноименного съезда, который проходил в Москве. В деятельности рабочего президиума конференции принимали участие крымские татары Рефат Чубаров и Эрик Кудусов из Москвы.

На Курултае (съезде) 30 июня 1991 года был создан общенациональный представительный орган – Меджлис крымско-татарского народа, в составе которого были москвичи Эмиль Амитов, Рефат Аппазов и Сабри Изидинов.

В конце 1980-1990-х годов в результате деятельности московской общины крымских татар было образовано общество «Крым», работавшее небольшой период.

В феврале 1995 года возникло региональное общественное образование – «Землячество крымских татар» — ЗКТ, чьими учредителями являлись Асан Адилов, Галия Дацкевич и председатель, Эрик Кудусов, Вильдан Шельи-заде был автором проекта устава.

Участие в создании республиканской крымско-татарской библиотеки имени И. Гаспринского в городе Симферополь стало первым весомым вкладом Землячества Крымских Татар. Общий вес отправленных в период нескольких лет из Москвы в Крым нескольких тысяч изданий составил около двух тонн.

О крымских татарах был снят короткометражный фильм «О чем молчит Салгир», оплаченный средствами фонда репрессированных народов.
Э. Кудусов и А. Шеммьи-заде участвовали в передаче «Старая квартира», где двадцатиминутное эфирное время было занято сообщением о трагедии крымских татар.

В начале деятельности Землячества Крымских Татар предпринималось издание регулярного «Бюллетеня Землячества Крымских татар» (напечатано четыре номера). Между 2001 и 2006 годами деятельность Землячества Крымских Татар была наиболее интенсивной. Сильно окрепли контакты московских и крымских представителей крымско-татарского народа.

На собраниях Землячества Крымских Татар присутствовали: первый заместитель председателя Меджлиса крымско-татарского народа, народный депутат Украины Рефат Чубаров (окончивший историко-архивный институт), заместитель председателя Верховной Рады автономной республики Крым (АРК), в настоящее время возглавляющий Бахчисарайскую районную райгосадминистрацию Ильми Умеров, заместитель министра культуры АКР Исмет Заятов, доктор филосовских наук, профессор Таврического университета Адиле Эмирова.

Почти во всех заметных мероприятиях московской общины заняты артисты из Крыма (Энвер Измайлов, Сервер Какура, Урьянэ Кенжикаева, Гульсум Томах и другие).

Землячеством Крымских Татар были проведены мероприятия, обратившие на себя внимание. В день шестидесятой годовщины депортации крымско-татарского народа, 18 мая 2004 года, Землячеством Крымских Татар было напечатано заявление о поддержке соотечественников, жителей Крыма, в котором призывалось к нахождению действенных инструментов и методов для прекращения существования последствий политики геноцида и восстановления прав народа на основе международных правовых норм.

В 2005 году была начата общественная кампания по сбору подписей против установления памятника И.Сталину в Крыму, которую организовало Землячество Крымских Татар.
Во время Курбан-байрама 22 января 2005 года был обнародован и принят текст документа, в кампании приняли участие российские, украинские и иностранные участники. Они достигли цели – памятник не был установлен.

Госкомстат СССР, по данным января 1991 года называет цифру 397 человек, крымско-татарского населения Москвы, переписью 2002 года было зафиксировано 224 жителя Москвы — крымских татар и 77 в области. Данные цифры не являются точными, так как имеющие массовый характер мероприятий землячества объединяют около 400 человек крымско-татарской национальности. Многие активисты крымско-татарской общины проживали в других регионах, что и усложняет сбор фактических сведений об их численности.[1]

Примечания:
  1. Ислам в Москве: энциклопедический словарь / Коллект. автор. Сост. и отв. редактор – Д. З. Хайретдинов. – Н. Новгород: Издательский дом «Медина», 2008.