Марйам

Марйам — мать пророка Исы; соответствует христианской Деве Марии (матери Иисуса).
Неоднократно упоминается в Коране, где подробно рассказывается о семье Марйам, истории ее рождения и воспитания. Одна из сур Корана (19) названа ее именем. Много внимания уделяют Марйам и тафсиры, где подробно рассказывается о ее жизни.

История жизни

Согласно тексту Священной книги, Дева Мария была из рода Имрана, поэтому часто именуется Марией, дочерью Имрана. Как указывается в мусульманских сочинениях, комментирующих Коран, Имран был главой храмового жречества в Иерусалиме, возносил Богу молитвы и приносил ему жертвенные дары.
Согласно Корану, Марьям еще в детстве была предназначена для службы в Храме Бога. Речь идет об исключительной привилегии, какой только могла удостоиться женщина в традиции. До Марьям ни одна женщина не допускалась до такого рода деятельности. Маленькой девочкой она была отдана на воспитание своему дяде Закарии. Коран в нескольких словах описывает ее взросление и гармоничное развитие. В Коране также говорится, что ангелы научили Марьям молиться Всевышнему.
После Благовещения Марьям удалилась от мира в место, которое в кораническом тексте не уточняется, поэтому комментаторы предлагают нам различные его варианты: это и Храм, и Вифлеем, и египетская или сирийская пустыня.

В Коране Марйам и ее сын названы Знамением (23:52), а в 66-й суре говорится о ее благочестии и о том, что Аллах вдохнул в нее Свой Дух (66:12). Ангел Джибрил, явившийся к Марйам в образе совершенного человека (19:17), возвестил девственнице о рождении Сына — мессии и пророка (наби), способного творить чудеса. После рождения Исы народ принялся укорять Марйам, что она родила без мужа, но Иса из колыбели вступился за нее, объясняя, что Он — раб Аллаха и пророк (19:20-35).

Марйам очень почитаема у мусульман. В странах, где мусульманки и христианки живут рядом, например в Египте, они следуют примерам жизни и поведения Марйам и Фатимы. В Иерусалиме (ал-Кудс) и христианки, и мусульманки посещают храм сиддики (праведницы) Марйам. К почитаемым и посещаемым местам относится и ванна Марйам, где, как полагают, она совершала омовение.
Праведница Марйам столь любима в народе, что в 19 в., когда на Ближний Восток пришли протестантские миссионеры, некоторые мусульмане укоряли их за недостаточное к ней почтение.