Матуриди

Абу Мансур аль-Матуриди (256/870-333/944) — основатель школы матуридийа в каламе, одной из двух ортодоксальных суннитских школ теологии (вторая была основана ал-Ашари), последователей которой называли матуридитами.

Биография

Сведения, сохранившиеся о его жизни, очень скупы. Родился в городе Матурид, расположенном недалеко от Самарканда. Обучался фикху в Самарканде, в ханафитском мазхабе. В этом же мазхабе впоследствии преподавал калам и фикх. Вел жизнь аскета. Был известен своим рационализмом и умелой полемикой с представителями других религий.

Школа калама, основанная аль-Матуриди, оставалась в рамках ханафитского мазхаба суннитского направления, как и школа, основанная Ашари, суждения которой по ряду вопросов были близки матуридитам. Однако матуридийа испытала меньшее влияние философии и науки, чем ашариты. Именно аль-Матуриди и аль-Ашари были основоположниками системы догматов, ставшей идейным оружием в борьбе против мутазилитских мыслителей-рационалистов.

Убеждения

В отличие от мутазилитов аль-Матуриди и его последователи верили в возможность блаженного лицезрения Аллаха, даруемого праведникам в потустороннем мире. Но, как и мутазилиты, они признавали у человека свободу воли. Матуридиты признавали также, что у людей есть способность и обязанность узнавать, благодарить и почитать Бога силами данного им разума. Антропоморфические суждения об Аллахе, встречающиеся в Коране, ал-Матуриди считал метафорами, но пророческое Откровение предлагал принимать без вопросов, как дар Божий. Он также полагал, что речь Аллаха, калам, была извечным атрибутом Бога, но ее не может услышать обычный человек. Награды и наказания Аллаха справедливы. Знание, могущество, воля — извечные атрибуты Бога; Коран извечен с точки зрения его смысла, но словесное выражение этого смысла зародилось во времени.