Махди

Махди (مَهْدِي‎‎ араб. — ведомый Аллахом; тот, кто управляет правильно) — значительная фигура в эсхатологии ислама. В арабском языке термином «махди» обозначают ведомого Богом по истинному пути. Мусульманский мессия, провозвестник Судного дня, последний обновитель веры.
В исламе махди представляет собой человека, который должен появиться в момент наступления конца света, чтобы очистить общину и обратить в мусульманскую веру всех живущих на земле. Понятие mahdi и его исключительная важность для мусульманской эсхатологии берут свое начало в некоторых из хадисов, в которых Пророк предсказал его приход, а также то, что он будет из рода Мухаммада и вернет в этот мир справедливость. В Коране термин как таковой не употребляется, но корень x-d-u, означающий «Божественное управление», появляется часто.

В шиизме

В шиитской традиции Махди — скрытый имам, который появится в канун конца света и восстановит справедливость на Земле. В шиитском исламе — вера в пришествие Махди слилась с верой в возвращение скрытого имама, который вернет попранные права Богом избранного рода Али.
Соответствие между двумя значениями, вкладываемыми в термин «имам», и понятием махди в шиизме определяется мистицизмом и эзотеризмом, в которых историческая фигура имама воспринимается исходя из присущей ему природы истинного Света, Света истинного пророка. Это обстоятельство придает чрезвычайную важность эсхатологическому измерению в шиизме, так как возвращение скрытого имама, Махди, должно совпадать по времени с откровением Истины всем авраамистическим религиям.
Впервые термин появляется у шиитов по отношению к третьему шиитскому имаму, младшему сыну Али ибн Абу Талиба Хусейну после его мученической смерти в сражении в местности Нинава (где впоследствии возникнет город Кербела). Шииты идентифицируют фигуру махди со всеми имамами, поскольку имамы в представлении шиитов — носители божественной благодати, и роль махди переходит от одного имама к другому по мере того, как имамы покидают видимый мир вплоть до последнего, скрытого имама, ушедшего в гайбу, чтобы вернуться в конце времен.
Исна’ашариты отождествляют эту фигуру с Мухаммадом ибн ал-Хасаном ал-Худжжой ал-Ка’имом ал-Мунтазаром, ушедшим в гайбу в детском возрасте, вскоре после смерти его отца (одиннадцатого имама Али ал-‘Аскари аз-Заки), чтобы вернуться незадолго до конца света, возвестить Судный день и восстановить чистоту ислама.

В суннизме

В суннитском исламе фигура Махди предстает как последний преемник Пророка, но не отождествляется с конкретным лицом и представляется справедливым правителем появится в конце времен для восстановления ислама. На роль Махди претендовали ‘Аббасиды, и второй халиф династии был назван ал-Махди (158/775-168/785), но убедить в этом большинство мусульман им не удалось.
Сунниты ожидают прихода Иисуса Христа, который возвестит Судный день и приведет с собой Махди, чтобы тот установил истинное исламское правление. В рассуждениях о Судном дне Махди отводятся разные роли.

В истории

Некоторые мусульманские лидеры, для того чтобы привлечь на свою сторону массы верующих и придать больший вес своей идеологии, провозглашали себя махди.
В исламской истории мы найдем многих политических лидеров, претендовавших на роль Махди. Это Мухаммад ‘Убай-даллах ал-Махди, первый фатимидский халиф; основатель династии Аль-мохадов Мухаммад ибн Тумарт; шайх ‘Усман дан Фодио, мусульманский проповедник из западноафриканского халифата Сокото (19 в.), установивший в Нигерии исламское правление, основанное на джихаде; Мухаммад Ахмад ибн ‘Абдаллах, возглавивший в 19 в. в Восточном Судане восстание против турецко-египетского господства и английских завоевателей.