Медина

Меди́на, аль-Мади́на (مَدِينَةٌ‎‎ араб. — город; сокращение от «Мадинат ан-наби» — город пророка) — город в в северо-западной части Аравийского полуострова.

Масджид ан-Наби

Масджид ан-Наби

История

В доисламскую эпоху Медина называлась Ясрибом и была центром крупного земледельческого оазиса, населенного иудеями и арабами-политеистами. Из арабского населения преобладали представители племен ayс и хазрадж. Иудеи, населявшие город, вероятно, появились здесь в 70 г. после разрушения храма и вследствие общей миграции еврейского населения в Аравию. Городское население и тяготеющие к городу бедуинские племена находились в сложных отношениях, постоянно приводивших к междоусобицам, из которых, в соответствии с арабскими обычаями, они надеялись выйти с помощью человека со стороны, способного стать беспристрастным судьей в их спорах, осложнявшихся не только смешанностью населения, но и неблагополучным экономическим положением.
Таким образом, в то время, когда Мухаммад и его община были вынуждены покинуть Мекку, Ясриб представлял собой оазис, находившийся под контролем трех иудейских племен: курайш, надир и кайнука.
В 622 г. пророк Мухаммед переселился из Мекки в Ясриб, который получил название Мадинат ан-Наби.
Представители племен аус и хазрадж заключили с Мухаммадом договор, по которому они предоставляли ему и его сподвижникам право жить в городе, обязывались оказывать им материальную поддержку, признавали пророческую миссию Мухаммада как основу его авторитета. Мухаммад, со своей стороны, должен был стать их духовным вождем, наставником и третейским судьей во всевозможных спорах и конфликтах. Смешанное население Йасриба обрело конституцию, определяющую права и обязанности каждой религиозной группы (Конституция Медины). Сложившаяся при Мухаммеде практика разрешения конфликтов впоследствии стала основой той части исламского права, которая регламентировала действия немусульман. Мухаммад прибыл в город 12 раби’ал-аввала, год переселения (хиджра) положил начало мусульманскому летоисчислению.
В смешанной языческой и иудейской среде Медины Пророка встретил радушный прием. Благодаря деятельности Мухаммада обстановка в городе разрядилась, и он сумел заложить в нем основы мусульманского государства. Однако иудейские племена не только не согласились обратиться в ислам, но даже выступили в поддержку мекканцев. В битвах при Бадре и Ухуде часть иудейских племен вступила на путь прямой измены. В результате йасрибцы из племен кайнука, курайза и надир, исповедовавшие иудаизм, были частично перебиты, а частично изгнаны из города вместе с колеблющимися и теми, кто поддерживал отношения с врагами-мекканцами. И все же значительная часть иудеев оставалась в Медине вплоть до смерти Мухаммада. Борьба с мекканцами требовала объединения сил всей общины. И с этого периода и до самой смерти Пророка население Медины, как и мухаджиры, входило составной частью в войско Мухаммада, принимало участие во многих сражениях, включая походы на север — в Сирию и Месопотамию.
Одержав в 630 г. победу над мекканцами, Мухаммад вернулся обратно в Медину, где и прожил до своей смерти в 632 г. В Медине Мухаммед прожил десять последних лет жизни, покидая город только для руководства военными операциями и для паломничества в Мекку.

Медина в 1940 году

Медина в 1940

Некоторое время спустя, когда разгорелся конфликт между Муавией и Али, четвертый халиф перенес столицу из Медины, которую считал слишком удаленной от центра государственной жизни, в Куфу (Ирак). Выбор Дамаска в качестве столицы Омейядами повлек за собой дальнейшее сокращение политических функций Медины и постепенный упадок. Медина стала провинциальным городом, находившимся вне основного течения исламской политики, но сохранила статус культурного центра, где развивались науки и разрабатывались каноны шариата. Положение по отношению к другим уголкам мусульманской империи оставалось более чем второстепенным вплоть до 18 столетия. Занятая турками-османами, Медина в 1924 г. отошла под контроль ваххабитов.

Значение города

В Медине Пророк основал первую мечеть и передал значительную часть Корана, касающуюся, прежде всего, правил жизни мусульманской общины. В Медине ислам приобрел характер завершенной религии.
Тогда же были заложены основы мусульманского государства. Столицей первого такого государства стала Медина и оставалась таковой при Мухаммеде и при первых халифах.
В Медина похоронен пророк Мухаммед; его могила находится на территории мечети Масджид ан-Наби, основанной пороком. Паломники всегда посещают могилу пророка, хотя это не входит в официальный ритуал хаджа.
Паломничество в Медину не носит официального и обязательного характера, как паломничество в Мекку. Однако большинство паломников предпочитают после посещения Каабы нанести визит к могиле Мухаммада, чтобы иметь возможность вознести молитву Богу у могилы пророка. В Медине также находятся могилы первых трех «праведных» халифов.

В настоящее время Медина входит в состав Королевства Саудовская Аравия, и своим нынешним процветанием город обязан не только неисчислимым запасам нефти в королевстве, но и огромному количеству паломников и пожилым людям, стремящимся провести последние дни жизни в городе Пророка. Большинство жителей — сунниты, но есть и шииты.
В исламском мире Медину называют ал-Мунаввара (излучающая) и ал-Фадила (добродетельная).