Мекка

Мекка — главный город ислама, расположенный на западе Саудовской Аравии, в центре засушливой долины Хиджаза. Одна из основных священных «заповедных территорий» ислама. Колыбель ислама, родина Пророка Мухаммада.

Значение

Мекка — место, где некоторое время жили персонажи священной истории — Адам, Хавва (Ева), Ибрахим, Исмаил, Хаджар. В этом древнем торговом и культурном центре арабов родился, жил и начал проповедовать основатель ислама пророк Мухаммед.
В настоящее время Мекка. — крупный город с населением около миллиона человек. Является духовным центром мусульманского мира, символом его единства и солидарности. В городе размещают свои штаб-квартиры многие международные мусульманские организации, часто собираются общемусульманские конференции. Пребывание паломников в Мекке во время ежегодного хаджа широко используется для пропаганды идей исламской солидарности.
Сегодня, как никогда ранее, Мекка является центром мусульманского мира. К ней обращаются лицами верующие мусульмане в момент совершения молитвы (кибла), священный город ежегодно посещают более двух миллионов человек в месяц священного паломничества и сотни тысяч паломников на протяжении всего оставшегося года. Как и в прошлом, современная Мекка сохраняет статус религиозного, а не политического центра.

История

История города восходит к доисламским временам. Древним географам он был известен как Макораба, что переводится с многих семитских языков как «храм». Вероятно, название связано с Каабой, которая издревле была у арабов местом жертвоприношений. Арабы называли этот город Макка, иногда — Бакка. Согласно мусульманской легенде город был основан Адамом, где он и жил вместе с Хаввой (Евой). Здесь родился третий ребенок Адама, Шис (библейский Сиф). Шис был пророком, всю жизнь провел в Мекке, и его похоронили вместе с родителями в пещере недалеко от города. В Мекку пришли Хаджар и Исмаил, оставленные Ибрахимом в пустыне.
В Мекке Ибрахим и Исмаил возродили Каабу. Здесь находится священный источник Замзам, главная мечеть мусульманского мира ал-Масджид ал-Харам и Черный камень.
Арабская традиция утверждает, что Мекка последовательно заселялась разными племенами, пока их не вытеснили курайшиты. Племя курайш пришло в Мекку примерно в 4—5 вв., оставив морскую торговлю в бассейне Красного моря ради занятий торговлей сухопутной, караванной. Ко времени рождения Мухаммада (около 570 г.) Мекка была процветающим торговым городом, на перекрестке торговых путей от Индийского океана до Средиземного моря. Мекка объединяла основные племена региона, и племя курайш занимало главенствующее положение. Курайшиты заключили соглашение с тяготеющими к городу бедуинскими племенами о безопасности прохождения караванов, объединили арабские культы и перенесли почитание всех местных божеств в Каабу, превратив ее таким образом в главную святыню.
Богатство Мекки умножала не только торговля, но и паломники. Немалый доход приносили торговые ярмарки. Город также славился соревнованиями поэтов, а некоторые источники упоминают Мекку как город певиц и дебоширов. Процветание Мекки привлекало жадные взоры завоевателей и, возможно, стало одной из причин того, что в 570 г., в год рождения Мухаммада, к ней подступили войска эфиопского военачальника Абрахи, но были обращены в бегство стаями птиц, бросавших на «владельцев слонов» камни из обожженной глины (105:1-5).
Мекканцы не признали пророческую миссию Мухаммада и не приняли ислам, подрывавший основы благосостояния города. Проповедуемый Мухаммадом монотеизм поставил под угрозу религиозное, социальное и экономическое равновесие в городе. Гонения на Мухаммада и Его сподвижников вынудили мусульман оставить Мекку и переселиться в Йасриб. Однако противостояние Мекки и Йасриба (Медины) завершилось в 8/630 г., когда Мухаммад и Его единоверцы вошли в Мекку как победители; идолы Каабы были повержены, а мекканцы и окружавшие город племена приняли ислам.
Воистину святой Мекка стала в 10/632 г., когда Мухаммад в сопровождении множества верующих пришел в город на свое прощальное паломничество. С тех пор паломничество (хадж) в Мекку стало одним из столпов ислама.

После смерти Мухаммада Мекка утратила свое политическое значение, но сохранила значение культового центра, святыни, аль-харам — неприкосновенной, заповедной территории ислама, закрытой для иноверцев. В сфере интеллектуальной деятельности Мекка не могла соперничать с Мединой, но она всегда привлекала студентов со всех стран мира, поскольку здесь никогда не угасала научная мысль: в город приезжали известные арабские ученые, здесь процветали религиозные науки.
В последующие за этим столетия священный город отошел на второй план, уступив место Медине (где был погребен Пророк), Дамаску (столице Омейядов) и Багдаду (столице Аббасидов).
После создания халифата традиционные мекканские династии стали играть главенствующую роль в мусульманском государстве. Из них вышли правители мусульманского средневековья. В Мекку стекались финансовые потоки со всего исламского мира в виде пожертвований, жалований и разных субсидий. Многочисленные паломники также способствовали развитию и процветанию города. В Мекке жили многие мусульманские ученые, там сложились школы фикха и хадиса. В Мекке находятся учебные заведения четырех суннитских мазхабов и шиитов-джафаритов. Политически город подчинялся наместникам тех государств, которые устанавливали власть над Западной Аравией.

Мекка в 1850 году

Мекка в 1850

В правление Османской династии (с 1517 г.) были организованы два массовых паломничества в Мекку — из Дамаска и из Каира. В 1925 г. Мекка вошла в состав государства Саудидов. Ваххабиты, пришедшие в Мекку в 1342/1924 г., исходя из своего понимания чистоты веры, разрушили многие святыни, уничтожили места проведения досуга, например кофейни. В настоящее время, благодаря притоку доходов от нефтяных месторождений, город перестроен, святыни восстановлены. Теперь Мекка во всем своем блеске ежегодно принимает более миллиона паломников. Сегодня это современный город с автобанами и аэропортом. Здесь размещены международные исламские организации и проходят общемусульманские форумы.

Кааба

Кааба

Кааба

После того как в 630 г. Мекка без боя была занята войсками Мухаммеда, ее превратили в религиозный центр ислама, а Кааба стала главной святыней мусульман. Всем верующим предписано совершать к ней паломничество (хадж). Кааба находится во дворе главной мекканской мечети — Масджид аль-Харам (араб. «заповедная мечеть»).
Она служит киблой мусульманского мира.