Московский даруга

Московский даруга. Даруга — особый ордынский высокопоставленный чиновник. После вхождения Руси в состав Золотой Орды административно-управленческая система русских княжеств претерпела значительные изменения. К примеру, великий князь Иван Калита находился под контролем ханского баскака Аль-Буги, проживающего и исполняющего службу в Москве при Ханском дворе. С русских собирались налоги, по словам Г. Вернадского во времена правления Берке сбором налогов на Руси занимались мусульманские купцы. В конце 13 – начале 14 веков собирать налоги стали сами русские князья, это послужило поводом отозвания баскаков из Руси. После сбора денег русские князья имели дело с даругой — ордынским высокопоставленным чиновником. Именно даруга считал и принимал деньги, вел учет собранного. Таким образом, даруга (в летописях упоминается и как «дорога») выполнял функции государственного таможенного инспектора.

«Даруга» корень слова переводится как «нажимать» в смысле «штамповать», «ставить печать». Согласно современному монгольскому языку «даруга» переводится как «хозяин, господин», поэтому термин может переводиться как «хранитель печать». Тюркский термин «баскак» аналогичен монгольскому «даруга».

В основном пост даруга занимали купцы из числа мусульман, хорезмийцы и другие. Эти даруги проживали в Сарае.
По предположению историка Г. Вернадского существовали также нижегородский, тверской и рязанский даруги.

Сумма, которую князь был обязан выплатить хану, называлась «выходом». «Выход» — русский перевод с арабского «харадж» (налог на земельную собственность, дань).

«Даругами» помимо должности также назывались в пост-ордынских государствах и, возможно, самой Золотой Орде административно-территориальные единицы. Так казанское ханство состояло из 4 даруг (позднее добавилась и пятая). Даруги же состояли из улусов.

По некоторым мнениям в дальнейшем эти элементы государственного устройства Золотой Орды были восприняты на Руси. Так «дорога» — несет отпечаток второго значения «даруги», «улус» трансформировался в «волость». С русскими словами «дорогой», «друг» соотносится монгольское «даруга» (в качестве «чиновника»).[1]

Примечания:
  1. Ислам в Москве: энциклопедический словарь / Коллект. автор. Сост. и отв. редактор – Д. З. Хайретдинов. – Н. Новгород: Издательский дом «Медина», 2008.