Мусульманская община Звенигорода

Мусульманская община Звенигорода — Звенигород представляет собой самое старое место непрерывного существования мусульманского сообщества в Московской области. По словам современных видных деятелей, проживали татары в Звенигороде непрерывно.

История общины

В конце 17–начале 18 века стал иным их социальный статус: по дошедшим до нас сведениям, татары – военные, так называемые «служилые люди» начали заниматься торговым промыслом.

Сведения о развитии общины в Новое время датируются концом 19 — началом 20 века. До нас дошло постановление властей о передаче земельного участка для мусульманского места захоронения (1910 год). Это событие было упомянуто в письме исполкома Звенигородского горсовета депутатов трудящихся от 20 мая 1950 года, адресованного имаму мусульманской общины Х.Х. Хасянову (как писалось – Хасьяну), который не имел официального статуса. В письме его просили привести кладбище в порядок.

Сохранились до наших дней и фотографии возведенной в 1897 году площади для торговли, которая располагалась на углу между Московской и Дворянской (Пролетарской) улиц. есть в наличии документы о том, что площадь принадлежала татарам.
По данным московского губстаткометета, в 1900 году в Звенигородском уезде проживало 80 татар (мужчин и женщин). А существование площади для торговли явствует об их высоком материальном положении и, в основном, занятии торговлей.
После событий семнадцатого года многие из жителей-татар Звенигородского уезда подверглись репрессиям из-за их высокого социального статуса и больших личных состояний.

Вновь татары стали селиться в Звенигороде в 1920 году, приезжая из образованных в то время, Ульяновской, Куйбышевской, Пензенской областей и Татарстана. Миграция татар возникла из-за преследований, коллективизации, голода в Поволжье. Больше всего татар приехало из Ульяновской области, следом за ними жители Нижегородской области и Татарстана.

Татары были заняты на строительстве железнодорожной ветки от Голицина до Звенигорода, в производственных артелях, предприятиях ЖКХ, были извозчиками и торговцами. Татары из Нижнего Новгорода были заняты колбасным производством. После Революции татарской общиной руководил Хабибрахман Хасянович Хасянов (1878-1963), выходец из села Сафаджай (Красная горка) Пильнинского района Нижегородской области.

Он стал имамом после 1917 года и был им до самой смерти. Община не имела официального статуса, но Х.Х. Хясанов был ее, признанным властями города, лидером. Следующим руководителем мусульманского сообщества был Мужип Хабибуллаевич Алтынбаев (1903-1969), родом из села Яндука Старокулаткинского района Ульяновской области. После него — Имать Иксакович Абдеев (1910-98), Якут Фатыхович Валиуллин. Вместе с Я.Ф. Валиуллиным работал имам Фатых Гаязетдинович Бетретдинов (1919-1999), происходящий из Нижегородской области.

Во время, предшествующее возведению мечети, мусульмане встречались в частных домах: Хасяновых, Алтынбаевых, Абдеевых, Валиуллиных и других, также в здании детского сада (в наше время Дом социальной защиты).

Несколько лет с 1994 года продолжалась работа по юридической регистрации мусульманской общины. В основном, на средства семьи Валиуллиных, с июня 1999 было начато возведение мечети.

17 марта 2000 года в незаконченном здании был в первый раз проведен намаз и совершен обряд жертвоприношения (Курбан). В 2005 году здание мечети было возведено. Мечеть является фактически вакфом семьи Валиуллиных.

Звенигородское мусульманское сообщество города ведет большую общественную работу. В детской библиотеке ее членами постоянно проводятся лекции о пагубности пристрастия к наркотикам, образован отдел детской литературы, происходит работа в войсковых частях (принятие присяги), ведется работа по пропаганде здорового образа жизни, постоянны встречи с работниками городской администрации, краеведческого музея, учреждений системы образования и здравоохранения.
В прессе часто упоминаются события, связанные с деятельностью мусульманской общины.
По результатам переписи населения 1982 года, численность татар Звенигорода была третьей после русских и украинцев. В данное время на территории Звенигорода и пригородов живут от 500 до 1000 татар, 2000 узбеков, киргизов, таджиков, около 100 азербайджанцев и выходцев из Северного Кавказа, а также новые мусульмане.[1]

Примечания:
  1. Ислам в Москве: энциклопедический словарь / Коллект. автор. Сост. и отв. редактор – Д. З. Хайретдинов. – Н. Новгород: Издательский дом «Медина», 2008.