Мусульманские участки на кладбищах Москвы и Подмосковья

Мусульманские участки на кладбищах Москвы и Подмосковья – самым древним, известным нам, московским мусульманским захоронением было Татарское кладбище за Калужскими воротами. Но оно не сохранилось до нашего времени.

Даниловское мусульманское кладбище – до середины 20 века являлось единственным в Москве местом захоронения мусульман. Далее, в связи с ростом мусульманского населения в Москве и Подмосковье, встал вопрос о новом мусульманском кладбище.

Так в 1956 году было открыто Кузьминское кладбище на юго-востоке Москвы. На этом кладбище, вопреки гонениям на религию по политике Н. С. Хрущева, был открыт большой мусульманский участок. Данный участок в административном плане входит в состав Кузьминского кладбища, но при этом находится в отдалении от основной православной части кладбища, с которой разделен Сормовской улицей. Поэтому может рассматриваться как отдельное мусульманское кладбище.
Кузьминское кладбище считается мусульманами Москвы вторым по значению, после Даниловского. Захоронение на Кузьминском кладбище считается престижным.
На территории Кузьминского кладбища постоянно действовали специальные помещения для омовения умерших. Сначала помещение было деревянным, в дальнейшем кирпичным.

На этом кладбище захоронены: Аллям Хабибуллович Айсин (годы жизни 1924–1989) — уроженец села Ключищи Краснооктябрьского района Нижегородской области, кавалер ордена Славы трех степеней; Фазыля Хусаиновна Ширинская (годы жизни 1901–1992), уроженка села Большой Студенец Сасовского района Рязанской области, выпускница медресе, была известна среди мусульман Москвы своим знанием ислама и благочестием.
Похоронные обряды и поминальные молитвы на Кузьминском кладбище в период 1950-1960 годов проводил Ризаутдин Басыров (в дальнейшем имам Соборной мечети Москвы).

Из мусульманских кладбищ и участков в пределах Московской кольцевой автомобильной дороги расположены только Даниловское и участок на Кузьминском, остальные же мусульманские участки на кладбищах находятся за пределами этой дороги. Часть из них расположена на территории Московской области.

В 1978 году был открыт мусульманский участок на Митинском кладбище. В 1980-1990-х годах мусульманские участки были открыты на Щербинском, Перепечинском, Домодедовском, Бутовском, Николо-Хованском, Захарьинском, Волковском, и некоторых других кладбищах.

На мусульманском участке Николо-Хованского кладбища в октябре 2000 года было открыто помещение для омовения умерших, построил помещение Фонд возрождения ритуальных традиций при ДУМЕР.

Мусульманские участки также имеются в Апрелевке, Солнечногорске, Наро-Фоминске, поселке Клязьма, Щелкове и других населенных пунктах.

В Москве и Подмосковье захоронения на мусульманских участках имеют свои особенности. Одной из них является отсутствие, требуемых по шариату, боковых ниш – (ляхад). Это обуславливается несколькими причинами – особенностями грунта и большой плотностью захоронений. На Даниловском кладбище песчаный грунт, на мусульманском участке Кузьминского – глинистые почвы, в таких условиях невозможно сделать в могиле боковое углубление. Также у кладбищ и мусульманских участков небольшая территория и при этом высокая плотность захоронений, что также препятствует захоронению в нишах, так как для таких могил нужно много места. Вдобавок, в данном случае играют немаловажную роль жесткие правила захоронений в немусульманском городе.

Все эти причины привели к новому порядку захоронения – в ящике-джаназа. При этом джаназа располагается так, чтобы голова покойного была обращена в сторону Мекки – на юг.

По шариату является неодобрительным возведение надмогильных надстроек и украшение могилы (исключение – посадка кустарников и деревьев). Не смотря на это, по утвержденной форме захоронений в Москве и Подмосковье, допускается установка на могилах плит с именем покойного, датами рождения и смерти, и с аятами Корана. Более того, в последнее время на могильные плиты стали добавлять фотографии умерших, могилы стали украшать венками, а богатые мусульмане даже возводят на могилах памятники. Все эти действия резко осуждаются в мечетях, на религиозных собраниях и в мусульманской литературе.[1]

Примечания:
  1. Ислам в Москве: энциклопедический словарь / Коллект. автор. Сост. и отв. редактор – Д. З. Хайретдинов. – Н. Новгород: Издательский дом «Медина», 2008.