Мутазилиты

Мутазилиты (مُعْتَزِلَةٌ‎‎ араб. — обособившиеся) — представители первого крупного направления в мусульманском учении свободомыслия.

Этимология

По преданию, мутазилиты получили свое название в связи с «обособлением» от кружка аль-Хасана аль-Басри (умер в 728 г.) и его учеников Басила ибн Ата (умер в 748 г.) и Амра ибн Убайда (умер в 762 г.).

История

При халифе аль-Мамуне и двух его преемниках — аль-Мутасиме и аль-Васике (правили в 813-847 гг.), деятельность мутазилитов, как и других мыслителей-рационалистов, поощрялась государством. Однако при аль-Мутаваккиле (правил в 847—861 гг.) они подверглись гонениям. Мутазилиты вновь проявили себя во время правления Бундов (945-1055 гг.), при которых сформировалась мутазилитская школа Абд аль-Джаббара (умер в 1025 г.).

Взгляды

Мутазилиты исповедовали пять принципов:
1) справедливость Аллаха выражается в свободе человеческой воли;
2) строгое единобожие отрицает наличие божественных атрибутов;
3) если Бог дарует покорным рай и отправляет грешников в ад, то, следовательно, ничто и никто не может изменить характер воздаяния за совершенные человеком деяния;
4) мусульманин, совершивший тяжкий грех, находится в «промежуточном состоянии» между верующим и неверующим;
5) мусульманин обязан способствовать всеми средствами торжеству добра и бороться со злом (принцип «повеления достойного одобрения и запрещения достойного порицания»).

Природный мир осмысливался мутазилитами в категориях субстанции и акциденции, соответствующих понятиям тела и его качественно-количественных характеристик. По вопросу о существовании предела делимости тел взгляды мутазилиты разошлись: аль-Алляф и его последователи устанавливали предел деления на «частях, не имеющих частей», «единичных субстанциях», в то время как ан-Наззам и его сторонники учили о делимости тел до бесконечности.

Гносеология мутазилитов характеризуется тезисом о превосходстве знания над верой, отрицанием слепого следования религиозным авторитетам (таклид) и всяких убеждений, принятие которых не предваряется сомнением. Этический рационализм выражается в учении о том, что «прекрасное» (добро) и «безобразное» (зло) суть нечто, устанавливаемое не Аллахом, а человеческим разумом, исходящим из объективных свойств явлений.
Согласно мутазилитам, руководитель мусульман (имам) избирается из мусульманской общины независимо от его социальной и этнической принадлежности и может быть отстранен от власти (при необходимости и силой), если его поступки несправедливы.

Значение

К достижениям мутазилитов относится то, что они подготовили почву для развития на мусульманском Востоке философии, основанной на античном наследии.