Насилие в семье

Насилие в семье — серьезная проблема не только для западных стран, но и для всего мира, и мусульмане здесь не исключение. Многие массовые движения и женские организации пытаются бороться с этим злом с помощью тренингов как для женщин, так и для мужчин, где разъясняется учение Корана о правах и ответственности обоих супругов и об отношениях в браке.
В некоторых мусульманских общинах мужчины оправдывают Кораном насилие в семье. Однако многие строки Корана говорят о том, что мужчина и женщина должны быть добры друг к другу и поддерживать друг друга. Основа семьи, согласно Корану, — это любовь и справедливость, а жестокость запрещена. Коран, 30:21: «[Другое] из знамений Его — то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили успокоение в них, и учредил любовь и [взаимную] благосклонность между вами. Воистину, во всем этом — ясные знамения для людей, которые размышляют». Также в Коране, 4:19, указано: «О вы, которые уверовали! Не разрешено вам наследовать женам против их воли. Не запрещайте им забирать часть махра, который вы им дали [при женитьбе], если только они не совершили явного прелюбодеяния. Обращайтесь с вашими женами достойно. Если же они неприятны вам, то ведь может быть так, что Аллах неприятное вам обратит во благо великое».
Хронологически последними строками Корана об отношениях между мужем и женой считается часть 9:71, где написано, что они должны быть друзьями, защитниками и наставниками детей; акцент делается на их партнерство, а не на соперничество или отношения «начальника и подчиненного». В хадисах (преданиях о Пророке) сказано, что Мухаммед уважал и защищал женщин. Он говорил: «Лучший из вас тот, кто лучший для своей жены». Жена Мухаммеда Аиша рассказывала, что Мухаммед ни разу не ударил ни слугу, ни женщину. Также ни в Коране, ни в хадисах не сказано о плохом отношении Мухаммеда к своим женам или о том, что он мог выйти из себя, даже если был расстроен или недоволен чем-то.
Те, кто ссылается на Коран, чтобы оправдать избиение жен, указывают на строки 4:34, где сказано: «Добродетельные женщины преданны [своим мужьям] и хранят честь, которую Аллах велел беречь. А тех жен, в верности которых вы не уверены, [сначала] увещевайте, [потом] избегайте их на супружеском ложе и, [наконец], побивайте. Если же они повинуются вам, то не обижайте их». Здесь речь идет о преданности и сохранении чести: преданная женщина — та, которая не имеет аморальных сексуальных связей. Слово, которое обычно переводится как «непослушание» (нусхуз), обозначает нарушение гармонии в браке, когда одна из сторон не выполняет супружеские обязанности. В Коране это слово употребляется в отношении и мужчин, и женщин. В конце этого отрывка сказано, что мужчина не должен обижать женщину, которая ему повинуется. Реформаторы считают, что эти строки указывают не на то, что мужчина имеет право бить жену, а на то, что он должен относиться к ней справедливо.
В Коране 4:34 перечислены три способа, которыми можно решать споры в браке. Первый — это наставление или обсуждение вопроса мужем и женой наедине или в присутствии третьих лиц, призванных рассудить их. Этот прием упоминается и в строках 4:35 и 4:128 и должен также применяться парами, собравшимися разводиться. Если это не помогло, то второй способ — физическое разделение, когда супруги должны спать раздельно, что даст каждому из них личное пространство, чтобы остыть и подумать о будущем семьи. Третий и последний способ — удар (лёгким предметом, который не причинит вреда здоровью). Грамматически это слово всегда употребляется в единственном числе: разрешен только один удар. Строки Корана 4:34 были получены Мухаммедом еще в самом начале периода, когда он жил в Медине, то есть в то время и в том месте, где жестокость и насилие по отношению к женщинам не имели пределов; поэтому сегодня некоторые ученые считают, что один удар, упомянутый в этих строках, — это ограничение, необходимое в данных условиях, а не рекомендация, как обращаться с женой.
В основных собраниях хадисов — Муслима, Бухари, Тирмизи, Абу Дауда, Насаи и Ибн Мад- жи — в хадисах о применении силы сказано, что удары не должны причинять боль или наносить вред. Там подчеркивается, что, даже если наносится этот единственный удар, он должен быть просто символическим. Основатель шафиитского мазхаба считал, что удара предпочтительно избегать вообще. Несмотря на то что насилие в семье продолжает существовать в тех странах, где доминируют мужчины и где это узаконено именем религии, ни Коран, ни хадисы не оправдывают и не разрешают этого.
[1]

Примечания:
  1. Ислам. Почему мусульмане такие / Джон Эспозито. — Москва: Эксмо, 2011.