Насретдинов Халил Фидаевич

Насретдинов Халил (Насрутдинов Халил-Рахман) Фидаевичимам Соборной мечети Москвы (1936 – 1953 года).

Биография

Годы жизни 1890 – 31 июля 1964. Родился в деревне Параньга Вятской губернии (ныне поселок Параньга Республики Марий Эл) в семье потомственных имамов. Его отец, Насретдинов Фидай-Мухаммед, был муэдзином Красной мечети в Параньге.
Обучался Насретдинов в Апанаевском казанском медресе, там он получил среднее и высшее духовное образования. В дальнейшем, некоторое время, проходил обучение в Бухаре.

Насретдинов Халил Фидаевич (до 1930 года носил фамилию Фидаев) в 1914-1920-х годов работал преподавателем в сельском медресе, в 1921-1931 годах работал имамом в Красной мечети деревни Параньга.
В 1932 году, когда начались репрессии по отношению к мусульманским деятелям, Насретдинов уезжает в Москву, при этом его семья оставалась в Параньге до 1937 года.
В Москве с 1935 года он начинает часто посещать московскую Соборную мечеть.

В июне 1936 года произошел арест К. Тарджемани, это послужило толчком к сфабрикованному «делу о заговоре руководителей ЦДУМ». В ходе этого дела были арестованы сотни имамов, в том числе и московские (А. Шамсутдинов, Г. Сулеймани, Муса Вахитов). А деятельность ЦДУМ в итоге была полностью парализована, была закрыта Историческая мечеть. Таким образом, мечеть в Выползовом переулке стала единственной действующей мечетью на всей территории центрально-европейской части России.

Как Насретдинов стал имамом в Москве до сих пор доподлинно не известно. Единственное, есть сведения, что он был дружен с Абдурахманом Расули, с которым они в 1936 году практически одновременно заняли посты: Насретдинов Х.Ф. – имама, единственной на тот момент в Москве, мечети, Расули А. — муфтия ЦДУМ.

Насретдинов Халил Фидаевич выделялся дипломатичностью, религиозностью. Он работал в условиях наивысшего пика антирелигиозных кампаний, поэтому действовать ему приходилось крайне осторожно. Но даже в таких условиях Насретдинов регулярно отсылал приглашения на праздничные богослужения во все посольства мусульманских стран (по данным от посла Ирана в СССР – Ансари, 1857 год).

Жил Халил Фидаевич в полуподвальном помещении мечети, вместе с женой и детьми.
Именно под руководством Насретдинова московскими мусульманами была встречена ВОВ. В военные годы община Соборной мечети Москвы действовала в тесной координации с А. Расули.

В мае 1942 года Насретдинов участвовал в совещании членов ЦДУМ, которое было первым с 1936 года. Руководил совещанием А. Расули. Насретдинов участвовал в нем в качестве мухтасиба, имама города Москвы и члена Духовного совета ЦДУМ. На этом совещании было принято, широко известное «Обращение представителей мусульманского духовенства к верующим по поводу немецко-фашистской агрессии». Также Насретдинов совместно с муфтием А. Расули принимал участие в подготовке I съезда улемов Средней Азии и Казахстана, который был проведен в 1943 году в Ташкенте. Там было создано Духовное управление мусульман Средней Азии и Казахстана.

Невзирая на трудности военного времени, московскими мусульманами было собрано 20 тысяч рублей облигациями и 55 тысяч рублей наличными, все эти средства были направлены на танковую колонну для Красной армии. После чего в 1944 году имамом мечети Насретдиновым и Закером Алимовым (председатель приходского совета) были получены телеграммы от И. Сталина, в которых тот передавал верующим мусульманам Москвы «привет» и выражал благодарность от Красной армии. Липодаев (генерал-майор танковых войск) также отослал телеграмму, в которой сообщал, что на средства собранны мусульманами Москвы были построены танки, которые были переданы частям генерал-лейтенанта Лазарева.
Это стало свидетельством того, что произошло изменение государственной политики по отношению к религии и указало на частичную нормализацию отношений властей и московских мусульман.

Во время войны московская Соборная мечеть действовала стабильно. По пятницам в ней собиралось по 900-1200 человек, а по мусульманским праздникам до 5-6 тысяч. В послевоенные годы стабильное положение в данном вопросе также сохранялось: в 1946-1947 годах по пятницам в мечети собиралось более 1000 человек, а в праздничные дни достигало 13000, из которых около 10000 были мужчины, остальные 2000-3000 человек – женщины. По социальному статусу это были в основном работники торговых сетей, служащие, рабочие и молодежь.
В 1949 году организовывается Религиозное общество мусульман (РОМ) Москвы, им был заключен договор с властями о бесплатном и бессрочном пользовании зданием мечети.

Муэдзином в мечети был Ш. Салямов (с начала 1930 года и до войны, а затем продолжил работу с 1946 года).
В 1944-1947 годах мусульманами Москвы была предпринята попытка вернуть мусульманским общинам здание Исторической мечети, но попытка не удалась.

В 1950-х годах отношения между мусульманами и властями вновь обострились, возродилась идеология политико-административного диктата. В результате на мечеть стало оказываться давление о стороны налоговых органов, а в конце 1952 года в адрес мечети были выставлены непомерные суммы налогов за предыдущие два года.

В начале 1953 года Насретдинов Х.Ф. заявил, что готов уйти в отставку. После этого заявления он был лишен регистрации как священнослужитель и был отстранен от совершения богослужений. Представители РОМ Москвы подали ходатайство о восстановлении Насретдинова Х.Ф. в должности имама (ходатайство было поддержано Ш. Хиялетдиновым, муфтием ДУМЕС). Но уполномоченный по делам религии отказал в удовлетворении данного ходатайства, мотивируя отказ тем, что у Насретдинова Х.Ф. отсутствовали документы, необходимые для регистрации служителя культа. Данное решение вызвало в мусульманской среде конфликтные ситуации, так как часть мусульман активно поддерживали Халила Фидаевича.

11 мая 1953 года место Насретдинова занял И. Рахматуллин, который был срочно вызван в Москву из Челябинской области. На должности имама Соборной мечети И. Рахматуллин продержался лишь год.

Последние свои годы Насретдинов Х.Ф. жил в поселке Малаховка (Подмосковье), там же он скончался. Похоронен на Даниловском кладбище напротив административно-ритуального помещения.[1]

Примечания:
  1. Ислам в Москве: энциклопедический словарь / Коллект. автор. Сост. и отв. редактор – Д. З. Хайретдинов. – Н. Новгород: Издательский дом «Медина», 2008.