«Нация ислама»

Причины приянтия ислама афроамериканцами

Ислам среди афроамериканцев начал распространяться в начале XX века. Они выбрали ислам, а не христианство, так как оно ассоциировалось с превосходством белых, притеснениями чернокожих как людей второго сорта и лишением их части гражданских прав. Ислам же, наоборот, подчеркивал равенство верующих, солидарность уммы, которая выше этнических и расовых различий.

«Нация ислама»

Уоллес Фард Мухаммед

В начале 1930-х годов Уоллес Фард Мухаммед, опираясь на Библию и Коран, произнес речь об освобождении чернокожих из гетто в
Детройте. Уоллес, называемый Великим Махди, призывал отделиться от белого общества, говоря, что чернокожие — не американцы и ничем не обязаны этой стране. Он не признавал христианство и господство «голубоглазых дьяволов», проповедуя «религию черного человека» и «нацию ислама».
Фард пропал при загадочных обстоятельствах в 1934 году.

Элайджа Мухаммед

Элайджа Мухаммед (Элайджа Пул (1897-1975)) создал
организацию «Нация ислама» — популярное национальное движение, члены которого назывались «черными мусульманами». Он осуждал
политическое и экономическое притеснение белыми афроамериканцев и его результаты: ненависть к самим себе, бедность и зависимость. В
своих речах он пророчил гибель Америки — «Белого тирана» — и возрождение сообщества чернокожих — «Избранного народа». Его религиозные
учения несли бедным и безработным людям ощущение сплоченности и уверенности в себе, помогали им чувствовать свою силу и стремиться к
самосовершенствованию. Элайджа делал акцент на философии «живи для себя» и обращался, в основном, к молодым чернокожим, говоря им о
гордости и самоопределении чернокожих, о силе и самодостаточности, о семейных ценностях, о необходимости много работать, о дисциплине,
процветании и отказе от азартных игр, алкоголя, наркотиков и свинины. К 1970-м годам в организации состояло более ста тысяч человек.

Постулаты «Нации ислама»

Основные постулаты движения черных мусульман значительно отличались от обычного ислама. Элайджа Мухаммед объявил Уоллеса Фарда
Мухаммеда Аллахом, а, следовательно, объявил, что Бог — чернокожий, и что последним посланником Аллаха является он сам, а не Пророк
Мухаммед. «Нация ислама» учила превосходству черных над белыми и сепаратизму, а отнюдь не всеобщему братству, которое в исламе
ставится выше расовых и этнических различий. Кроме того, организация не следовала основным пяти столпам ислама и не соблюдала
основные его ритуалы.

Малкольм Икс

Ключевой фигурой движения стал поднявшийся до самых вершин организации Малкольм Икс, который принял учение «Нации ислама», находясь в
заключении. Привлеченный идеями черного национализма, осуждения расизма белых и самопомощи, Маленький Малкольм превратился в
Малкольма Икс: экс-курильщика, экс-алкоголика, экс-христианина и «экс-раба». Также буква X означала, что его фамилия неизвестна, что
от фамилии его предков-рабов ничего не осталось, так как их называли только по именам, данным им их хозяевами. Малкольм стал
талантливым и ярким оратором, проповедующим идеи Элайджи Мухаммеда и привлекавшим в организацию новых людей (среди них — боксер
Кассиус Клей, сменивший имя на «Мухаммед Али»). Малкольм распространял учение «Нации ислама» по всей стране и за рубежом. Однако то, что Малкольм много ездил по миру и общался с суннитами, существенно повлияло на его религиозное мировоззрение, в связи с чем он отошел от философии Элайджи Мухаммеда в сторону ислама.
В 1964 году Малкольм Икс ушел из организации «Нация ислама», чтобы основать свое общество. Он отправился в паломничество в Мекку. То,
что он увидел там — равенство всех верующих, независимо от их национальности и цвета кожи — произвело на него глубокое впечатление.
Он так описал свои ощущения: «Мы все были действительно как братья — потому что вера в единого Бога стерла понятие «белый» из их
мыслей, поведения и взглядов». Он также признался, что не знал до этого, как исполнять каждодневный молитвенный ритуал, и не соблюдал
другие правила, предписанные пятью столпами. Возвратившись из Мекки, из «черного мусульманина» Малкольм стал обычным мусульманином,
приняв имя аль-Хадж Малик аль-Шабаз. Он изменил свое отношение к черному национализму, выдвинув на первый план панафриканизм,
заключавшийся в сближении афро-американцев с их культурными и религиозными африканскими корнями.
Малкольм Икс был убит 21 февраля 1965 года во время публичного выступления в Нью-Йорке. В убийстве обвинили двоих членов организации
«Нация ислама».

Исламское развитие организации

1960-е годы стали переходным периодом для этой организации. Не только Малкольм Икс, но и Уоллес Дин Мухаммед, сын Элайджа Мухаммеда,
вместе со своим братом Акбаром Мухаммедом, известным ученым-исламистом, получившим образование в Египте и Шотландии, поставили под
вопрос некоторые учения и стратегии своего отца. Элайджа отрекся от обоих своих сыновей; однако ближе к концу своей жизни он совершил
паломничество в Мекку и начал пересматривать некоторые свои идеи. К 1975 году, году его смерти, организация «Нация ислама» была
признана общественностью благодаря оказываемой ею помощи негритянским общинам Америки.
После того как Уоллес Д. Мухаммед сменил своего отца на посту Верховного проповедника «Нации», он провел масштабные реформы доктрины
и структуры организации с целью привести своих адептов к ортодоксальному суннитскому исламу. Уоллес Фард считается основателем
организации, а Элайджа Мухаммед — лидером, принесшим чернокожим американцам свое понимание ислама. После того, как Уоллес Мухаммед
совершил паломничество в Мекку, он призвал своих последователей изучать арабский язык, чтобы лучше понимать ислам. Храмы были
переименованы в мечети, а их главы стали называться имамами, а не священниками. Члены организации теперь соблюдали пять столпов
ислама вместе со всем исламским сообществом, куда они теперь входили. Тезисы о черном сепаратизме были забыты, когда организация
стала принимать участие в политической жизни страны. В конце концов, было признано равенство мужчин и женщин, а последние даже
получили ответственные должности в руководстве общины.
В конце 1970-х годов Уоллес принял решение, что руководить организацией должны шесть избираемых имамов, а сам он будет ее духовным
лидером. В середине 1980-х в ознаменование нового религиозного самоопределения организации он сменил имя, став Варисом Дин
Мухаммедом, и название организации на «Миссию американских мусульман» (American Muslim Mission), интегрировав ее во всемирное
исламское сообщество и общину мусульман Америки.

Луис Фаррахан

В СМИ при упоминании движения «черных мусульман» часто мелькает имя Луиса Фаррахана, который поднял небольшую часть членов «Нации ислама» против реформ Уоллеса. Он категорически отвергал все изменения, введенные Малкольмом и Уоллесом Д. Мухаммедом (умершим в 2008 году), заявляя, что только он сам и его последователи преданы идеям Элайджи Мухаммеда. Теперь Фаррахан принял на себя лидерство в «Нации ислама» с ее доктринами о черном национализме и сепаратизме.
Воинственный настрой и антисемитские заявления Фаррахана критикуют во всем мире. Но в то же время его энергия, направленная против преступлений, наркотиков и на реабилитацию заключенных, высоко подняла рейтинг организации. В 1995 году он возглавил «Марш миллиона черных мужчин» в Вашингтоне, получивший широкое освещение в СМИ и поддержку многих христианских и мусульманских лидеров и организаций. За последние годы Фаррахан и его организация стали ближе к ортодоксальному исламу.
[1]

Примечания:
  1. Ислам. Почему мусульмане такие / Джон Эспозито. — Москва: Эксмо, 2011.