Нусайриты

Нусайриты — община, отделившаяся в 10 в. от «крайних» шиитов Северной Сирии. Основатель общины — Мухаммад ал-Джаннан ан-Джунбулани (ум. 345/957). Название общины связывают с именем Мухаммада ибн Нусайра ан-Нумайри (ум. 269/883), который был современником трех последних имамов шиитской секты двунадесятников и проповедовал учение о божественности одиннадцатого шиитского имама Абу Мухаммада ал-Хасана ибн Али ал-Аскари (ум. 259/873). Более позднее название общины — алавиты («сторонники Али»).

Учение

Вероучение нусайритов впитало в себя элементы учения исмаилитов, отдельные христианские постулаты и некоторые культы зороастрийцев, шиизма, доисламских астральных культов, греческой философии. Поэтому и шииты, и сунниты считают алавитов вероотступниками.

Алавиты верят в то, что люди появились как огоньки, заключенные в человеческие формы, обреченные на циклы реинкарнаций, избежать которых могут лишь избранные. Согласно учению нусайритов, Аллах представляет собой неразрывное единство трех ипостасей (Смысл, Имя, Врата), периодически воплощающихся в пророках. Последнее воплощение этой триады — Али, Мухаммед и Салман аль-Фариси. Нусайриты верят в переселение душ, отвергают отдельные обрядовые и ритуальные запреты ислама, почитают христианских апостолов, некоторых христианских святых и мучеников, признают христианские праздники (Рождество, Пасху и др.), употребляют вино при отправлении некоторых обрядов. Наряду с этим почитают Солнце, Луну и звезды.
Нусайриты делятся на «непосвященных» и «посвященных». Последние претендуют на знание сокровенного смысла своих «священных» книг, содержание которых они толкуют аллегорически и не раскрывают «непосвященным», рядовым членам общины. Нусайритские имамы отправляют религиозный культ по ночам в культовых сооружениях — куббах (араб. — купол), построенных в честь почитаемых религиозных лиц и расположенных на возвышенных местах.
По-видимому, под влиянием манихейства, нусайриты воспринимали свое вероучение как «тело», а другие религиозные традиции как его «одеяния», именно этим объясняется желание нусайритов приспособиться к религиозному окружению, в котором они проживали: в христианской среде у них появлялись элементы христианства, в мусульманской среде — мусульманства.

Преследования

С момента своего возникновения шиитская секта алавитов рассматривалась в качестве еретической как суннитами, так и самими шиитами. После победы мамлюков в 13 в. нусайриты подверглись гонениям и могли свободно отправлять свои обряды лишь в самых удаленных горах. Постоянные преследования алавитов обусловили социальную замкнутость их общины.

Распространение

В настоящее время более половины алавитов проживают в Сирии (примерно 13% населения Сирии), где они составляют две трети всего шиитского населения, а также в Северном Ливане и Турции.
В 20 в. благодаря установлению французского мандата над Сирией (1920-1946) они добились автономии, вплоть до создания независимого государства алавитов. Во второй половине 20 в. алавиты становятся все более и более активными в политической жизни Сирии; глава государства, многочисленные офицеры и чиновники принадлежат к этому этнорелигиозному сообществу. После кончины в 2000 г. Хафеза аль-Ассада его полномочия унаследовал его сын Барах.