Мусульманская община Орехово-Зуева

Мусульманская община Орехово-Зуева — по сведениям, относящимся ко времени до I Мировой войны в Орехово-Зуево и окружающих его селениях проживало «257 магометан». В большинстве своем, это были татары – извозчики, а также работающие на других подсобных должностях при предприятиях текстильной империи Морозовых. Небольшое количество занималось мелкой торговлей. В расположенном невдалеке Дулеве был еще один центр промышленности – «Кузнецовский фарфор». В 1920 годы в этот район стали приезжать родственники тех, кто поселился здесь прежде из числа татар. Большое количество переселенцев приехало в 1930-х годах, в результате коллективизации и раскулачивания сел. Молодежь покидала родные места, переселяясь в города, в стране происходила урбанизация сельского населения. Москва и другие крупные города не всем нравились, поэтому татары приезжали в Орехово-Зуево, так как здесь у них были родственники и знакомые из числа земляков.

Большая часть приезжих стала заселять зеленую, еще не освоенную часть города, которая с тех пор называется Новой Стройкой. Плотное мононациональное проживание способствовало сохранению религии, родного языка, традиций и обычаев предков, соблюдению норм мусульманской религии. В результате общинного проживания возникла футбольная команда «Татары», в те времена не имеющая официального статуса, ее составляли рабочие фарфорового завода – татары.

Мусульманская община Орехово-Зуева многие годы не имела ни имама, ни молитвенного дома. Как вспоминал Исмаил Саберов (1901-2001), тогда татары молились сообща в зависимости от погодных условий, и даже под открытым небом. Для праздничных мероприятий два раза в год брали в аренду помещения в городе. А позднее стали встречаться на центральном городском кладбище, в местах захоронений мусульман, которое было основано до ВОВ (новый участок мусульмане получили в 1984 году на втором городском кладбище). Руководил намазом кто-либо из общины, наиболее подготовленный. Перед началом войны, в1940 году, приехал в Орехово-Зуево Шакирджан Рахматуллин, которого стали называть Казан-бабай, он и стал муллой.

В основном мусульманская община состояла из уроженцев Нижегородской области, села Большого и Малого Рыбушкина, Красного Острова, Сафаджая (Красной горки), Петряксы, Мочалей, Медяна, Чембилей. Названия первых трех-четырех сел часто можно было встретить в документах ореховских татар, участвовавших в Великой Отечественной войне, на ней погибло около двухсот человек.

С 1940 по 1990 год неофициальными имамами были Шакирджан-Хазрат Рахматтулин (1940 годы), Мустафа-Хазрат (1950 годы), Якуб-Хазрат и Абдель-Хазрат, Абу-Бакер-Хазрат (2960-70 годы), Абделькадир-Хазрат (1980 годы).

Во время перестройки имамом был Салих-Хазрат Мягдеев, в середине 1990 годов до 2003 года Абдулкадыр-хазрат Сакаров.
В 1997 году община получила официальную регистрацию в ДУМЕР.

Современная община составляет 10 тысяч человек, в числе которых татары, жители Средней Азии, Кавказа и другие. Председатель религиозного общества – Измайлов Ильдар Рашидович (1961 года рождения). Имамом является с 2001 года Булатов Дамир Тагирович (1977 года рождения), москвич, семья из села Большого Рыбушкино Нижегородской области, окончивший Московский высший духовный исламский колледж. Мечеть, открывшаяся в 2000 году, на 800 человек, стала первой в Московской области. Здесь проходят все коллективные обряды, по праздникам собираются полторы тысячи человек, работает медресе, занятия летом проходят три раза в неделю, осенью, зимой и весной по выходным дням.

Мечеть посещают мусульмане не только Орехова-Зуева, но и городов Куровское (Орехово-Зуевский район), татары, около 300 человек, Павловский Посад, Дрезна, Электрогорск, поселок Рошаль Шатурского района, которая является для них центром притяжения.[1]

Примечания:
  1. Ислам в Москве: энциклопедический словарь / Коллект. автор. Сост. и отв. редактор – Д. З. Хайретдинов. – Н. Новгород: Издательский дом «Медина», 2008.