Мусульманская община Сергиева Посада

Мусульманская община Сергиева Посада — из данных Московского губернского статистического комитета следует, что в Сергиевом Посаде (1904 год) жило 95 магометан, и мужчин, и женщин. Примерно в равном количестве, что говорит о проживании целых семей. Мусульманская община в городе Сергиев Посад и одноименном районе Московской области стала более обширной в конце 1920-х – начале 1930 годов, когда в эти места стали прибывать жители татарских сел Пензенской и Нижегородской областей, бежавшие от раскулачивания. По прибытии они покупали дома и начинали работу в торговле, в сфере услуг, в потребкооперации.

Власти оказывали очень большое сопротивление мусульманской жизни, общению во время праздников и памятных дней. Дети переселенцев, став образованными людьми, работали на создаваемых заводах, в научно-исследовательских институтах, преподавали в школах, работали врачами, спортивными тренерами.

В 1960-1970 годах в районе был рост промышленных предприятий, стали приезжать молодые люди, закончившие ВУЗы (города Казани, других городов), которые начали работать инженерами на предприятиях, и заняли сильные позиции, например, на Краснозаводском химическом заводе.

Честь мусульманской общины составляли офицеры и рядовые, после прохождения службы в районе, оставшиеся жить в нем.

В начале 1990 годов, в связи с развалом СССР, стали приезжать сюда этнические татары из Узбекистана. В конце 1990 годов в районе проживало около пяти тысяч мусульман. Из них две с половиной тысячи в Сергиевом Посаде. Около 550 человек в Хотькове, в Краснозаводске – 600 человек, в Пересвете 200 человек, в поселке Семхоз, Смена, Голыгино, Реммаш, ГАЭС, Муханово, Бужаниново, Березняки, Кузьмино, Федорцово проживали остальные.

В последующие годы к численно преобладающим татарам прибавились узбеки, таджики, азербайджанцы, дагестанцы, вайнахи и другие. В наше время, по сообщениям руководителей мусульманской общины, в районе проживает около 10 тысяч человек.

Для проведения религиозных мероприятий верующие собирались в частных домах, принадлежащих имамам.
Община не имела официального признания. Ее в разные годы возглавляли имамы: Сабиров Жафяр (происходивший из села Ишеево Спасского района Нижегородской области), Фахритдин Мулюков (родившийся в селе Урга Княгинского района, Нижегородской области), Валиулла Абдуллин (село Базлово Спасского района Нижегородской области). Их деятельность была неофициальной.

В ноябре 1997 года мусульманская община была признана властями и вошла в состав ДУМЕР. Ее возглавляли имам Арслан Фаризович Салриев (1973 года рождения из города Бор Нижегородской области, образование получил в Архитектурно-строительной академии Нижнего Новгорода и в Московском исламском университете (2001 год), с 2005 года возглавляет мухтасибат Московской области в составе ДУМЕР).

В 1997-2000 годах для проведения намазов по пятницам и праздникам, община арендовала помещение в клубе Трикотажной фабрики (клуб находился в отнятом у церкви в советское время здании). Мусульманам с течением времени запретили аренду этого помещения, и они купили земельный участок для возведения мечети.

В 2004 году мечеть была построена, она рассчитана на 280 человек (наиболее активных членов мусульманской общины – 100 человек), в ней идут в основном занятия по основам исламской религии и арабскому языку в форме воскресной школы. Мусульманская община в годы строительства мечети испытывала нажим со стороны ксенофобов и исламофобов, утверждавших, что Сергиев Посад один из основных центров Русской Православной церкви (здесь располагается очень почитаемая в православии Троице-Сергиевская Лавра, Московская духовная академия и семинария, мужской монастырь). Неизвестные три раза поджигали строительный вагончик на стройке, подвергали разрушению стены здания. В 2005 году во время Рамадана произошло нападение на прихожан мечети и избиение имама, что широко освещалось в СМИ. Нападавших задержали, но они получили условное наказание, так как об этом просили члены мусульманской общины, что поспособствовало снижению исламофобских настроений в городе. Но психологическое давление на мусульман полностью не исчезло, летом 2007 года было нападение на охранника мечети.[1]

Примечания:
  1. Ислам в Москве: энциклопедический словарь / Коллект. автор. Сост. и отв. редактор – Д. З. Хайретдинов. – Н. Новгород: Издательский дом «Медина», 2008.