Параисламские течения

Параисламские течения в Москве.

Хабашиты

В начале 1990-х годов из Ливана на территорию СНГ проникла хабашитская идеология. Учителями общины являлись: Сиди Исмаил, Абдуллах аль-Хабаши, аш-Шуайни и другие.

В Ливане центр носит название «Общество благотворительности» («Джамаат аль-машариат аль-хайрийа»), в СНГ центром хабашитов является, расположенное в Киеве, Духовное управление мусульман Украины (ДУМУ). ДУМУ было создано в 1993 году, во главе организации стоит ливанец муфтий А. Тамим.
Идеология хабашитов является суннитской — базируется на шафиитском мазхабе. Но при этом ее смысл сводится к борьбе с шиизмом (в варианте Ливана), с ваххабизмом (вариант Саудии) и друзами.

Хабашиты отличаются радикальной постановкой вопроса определения истинности различных направлений в исламе, они склонны обвинять в неверии (куфре) всех, кроме самих себя. Например, по заключению хабашитов, к ритуально «нечистым» относятся саудовские финики, так как производят их «ваххабиты».

В начале 1990-х годов хабашиты стали вести активную преподавательскую деятельность в Москве. Они читали свои проповеди и преподавали сразу в нескольких местах, в том числе в фонде «Ихляс» и в медресе при московской Соборной мечети. Во второй половине 1990-х годов хабашитские учителя были вытеснены из Соборной мечети.
Некоторые московские татары становятся сторонниками этого движения, наиболее активные из них выезжают в Ливан и Киев с целью повысить свои знания.

Ахмадия

Из параисламских движений в Москве также встречается ахмадийское, основано оно было в конце 19 века в Британской Индии. Основатель — Мирза Гулям Ахмад, в 1891 году он провозгласил себя Христом. Ахмадийское движение в дальнейшем раскололось на два течения, которые противостояли друг другу. Кадианиты (одно из течений) признает «пророком» Мирзу Гуляма, а лахорская община (второе течение) считает его «реформатором» ислама.
В исламском мире данное движение не признается мусульманским, так в Пакистане после 1974 года было запрещено именовать ахмадийское движение мусульманским, а Лига Исламского мира объявило его «враждебным исламу течением».
Ахмадийцы во многих регионах мира ведут активную миссионерскую деятельность. В Лондоне находится центр движения, оттуда по спутниковому телевидению они ведут трансляции своих проповедей на весь мир.

В СССР они обосновались в начале 1990-х годов в Литве (Каунас) на тот момент в этом регионе располагалась община мусульман, наиболее оторванная от своих единоверцев. В результате деятельности ахмадийцев произошел раскол общины литовских мусульман, и до нынешнего дня у них нет единого религиозного центра. В тоже время ахмадийцы проповедовали в Белоруссии (в том числе в Гродно). Позже они появились в Казани, но долго там не продержались – причиной ухода было объявлено «разбойное нападение» в 1995 году, которое было совершено «неизвестными лицами» на их проповедников в районе станции метро «Семеновская».

У ахмадийцев имелась литература на русском языке (перевод с английского), хорошего качества. Из самых заметных книг, выпущенных ими можно отметить: перевод Корана (с английского на русский) Равиля Бухараева (поэт татарского происхождения); перевод Корана А. Садецкого (с английского перевода, который сделал Мухаммад Али в 1917 году), выполнен и издан он был в 1997 году в США представителями лахорского течения.
Проповедники и работники штаб-квартир являлись индопакистанцами, которые занимались в Москве бизнесом.

Бахаисты

Также в Москве присутствую сторонники бахаистского движения. В отличие от ахмадийцев, бахаисты не относят себя к мусульманам и по определению не являются таковыми. При этом они произошли из исламской среды, поэтому рассматриваются в данной статье. В России основными центрами бахаистов являются Владикавказ, Санкт-Петербург, Москва, Казань, Мурманск и другие города. В Татарстане представители данного течения столкнулись с давлением морального и физического плана.
Литература бахаистов, в том числе и молитвенные сборники, представляют собой достаточно примитивные тексты, ориентированные на людей, которые не имеют представления о своей религиозной принадлежности.

В Москве община бахаистов состоит примерно из 200 человек. Общиной выпускается издание «Вестник» небольшим тиражом, члены общины регулярно собираются для проведения лекций и молитв.[1]

Примечания:
  1. Ислам в Москве: энциклопедический словарь / Коллект. автор. Сост. и отв. редактор – Д. З. Хайретдинов. – Н. Новгород: Издательский дом «Медина», 2008.