Правоверие

Правоверие (араб. «ад-дин аль-кавим») — понятие относительное, которое на протяжении всей истории ислама было предметом острой религиозной полемики. Относительность понятия правоверие обусловлена тем, что ислам не имел ни четкой иерархической структуры (как, например, христианство), ни единого координационного религиозного центра. Формирование общественного мнения по религиозным вопросам осуществлялось не государственными или религиозными учреждениями, а частными лицами, шейхами и факихами, чей авторитет основывался на их религиозных знаниях.
Отсутствие единого понимания термина «правоверие», привело к разночтению среди последователей разных течений и школ ислама. Одно и то же мнение (например, признание предопределения) квалифицировалось последователями разных направлений и школ то как правоверие, освященное авторитетом Корана и сунны, то как «заблуждение», отход от правоверия.

В исламе никогда не было единой, общепризнанной богословско-правовой школы, учение которой могло бы рассматриваться как правоверие. В этой связи некоторые исламоведы считают, что к исламу неправомерно применять такие понятия, как «ортодоксия», «ортодоксы». Вместе с тем, опираясь на предание со слов Мухаммеда о том, что из 73 общин, на которые распадется ислам, только одна будет следовать его образу мыслей и действий, мусульманские богословы разных школ пытались доказать, что именно их единомышленники идут верным путем, исповедуют истинную веру. Наиболее активно на роль хранителей правоверия претендовали ханбалиты, сформировавшие свое учение в 10 веке.
В начале 11 в. халиф аль-Кадир издал в Багдаде «символ веры», подписанный 400 богословами, в котором были изложены основы правоверия, обязательные для всех мусульман. Однако эта мера, направленная на установление религиозно-политического единства мусульман, не смогла устранить идейные расхождения в исламе, отражавшие соперничество различных религиозных группировок и богословско-правовых школ. Проблема правоверия осталась в исламе неразрешенной.

Суннитские богословы стремились определить основные положения правоверие, непризнание которых должно рассматриваться как «заблуждение» и отклонение. При этом они выделяли ряд частных вопросов, по которым допускался плюрализм мнений.