Разин Степан

Разин Степан – в восстаниях (особенно в завершающей стадии) 1670-1671-х годов, которыми руководил Разин, принимали активное участие многочисленные отряды «инородцев» (мордвы, чувашей, некоторые из групп татар Поволжья). По некоторым данным, Разин был тесно связан с татарами, есть данные что его мать была татаркой («Разин», с ударением на втором слоге в старо-татарском и персидских языках означает «прочный»). На одной из немецких гравюре Разин изображен в большой роскошной чалме.

Мусульмане Москвы в те времена были малочисленны и не могли примкнуть к движению Разина, но тот не оставлял попыток найти себе союзников и среди них. Желая привлечь мусульман на свою сторону, Разин отсылал «прелесные» письма на татарском языке в Казань (адресованные муллам Мамаю и Икшею, мурзам Москову и Ханышу, а также казанским абызам). В этих письмах он обещал мусульманам, что если они присоединятся к его восстанию: «…ничево вам худова не будет, и мы за вас радеем…». осенью 1670 года такое же письмо было отправлено в Москву. Перевел текст этого письма на татарский язык и отвез его к московским татарам, примкнувший к движению Разина, кадомский служилый татарин Асан Айбулатов (Мурзакайка, мурза Акай). В исторических документах упоминается, что Асан Айбулатов останавливался в «Олаторском уезде, в деревне Рыбушкине у татарина у Буланки Алибякова» после чего отправился с племянником Алибякова в Москву.

Для нас также могут быть интересны обстоятельства захоронения Разина в Москве. Задержали Разина в 1671 году, он был отправлен в Москву, где его казнили через четвертование. Разин еще задолго до казни был признан «еретиком» и был отлучен от церкви.

После казни его останки оставались «взетыми» на деревьях Болотной площади, где оставались несколько лет «до исчезнутия» (согласно данным документу Разрядного приказа, которые хранятся в фондах РГАДА). После чего останки были захоронены Татарском кладбище за Калужскими воротами (из летописи XVIII века, которую в 1960 году ввел в научный оборот В. Н. Шумилов).

Также история захоронения Разина упоминается в рукописи на современном татарском языке, ходившей в татарской общине Москвы в 1940-1950-х годах.
По данным от Х. А. Тажетдиновой в этой рукописи говорилось, что после казни тело Разина было сброшено в Москву-реку, и, что татары ночью выловили тело из реки и захоронили его чуть ниже своего кладбища. Тайное погребение останков соответствует описанному в летописи «исчезнутию». Обосновывает тайное захоронение риск политического преследования (даже если это и произошло через несколько лет после казни). Упоминание в рукописи Москвы-реки, вблизи которой захоронили останки тела Разина, конкретизирует месторасположение Татарского кладбища за Калужскими воротами (при этом есть несоответствие – выловить тело около кладбища, сброшенное в районе Болотной площади было невозможно, так как Татарское кладбище расположено выше по течению Москвы-реки). Насчет того, что могила была расположена не на самом кладбище, а рядом – этот факт может быть весьма правдоподобным. Нет доказательств того, что Разин был мусульманином, хотя и мог иметь мусульманские корни и друзей мусульман. Согласно сведениям М. Я. Попова Разин все же мог быть захоронен на мусульманском кладбище, так как был отлучен от церкви.

Предположительно мусульмане Москвы, рискуя, захоронили тело государственного преступника Разина, просто проявив человеческое сострадание. Если верить версии, по которой Разина захоронили рядом с мусульманским кладбищем, то в этом есть определенный символизм: мятежник Разин был близок к мусульманам в своем отрицании господствовавшего строя, в неприязни к церкви, которая обслуживала этот строй.[1]

Примечания:
  1. Ислам в Москве: энциклопедический словарь / Коллект. автор. Сост. и отв. редактор – Д. З. Хайретдинов. – Н. Новгород: Издательский дом «Медина», 2008.