Сура 38. САД

«САД» – тридцать восьмая сура Корана.
О месте, занимаемом данной сурой среди шести сур, рассматривающих некоторые тайны духовной жизни, смотри введение в 34 суру.
Как хронологически, так и тематически, настоящая сура является продолжением 37 суры, образуя с ней единое смысловое целое. Здесь, однако, большее внимание уделяется вопросам влияния земной и духовной силы; при этом подчеркивается, насколько духовная мощь важнее и реальнее. Именно поэтому, а также и для создания более четкой картины приводятся рассказы о Дауде и Сулеймане, которые были одновременно царями и посланниками, и проводится параллель с распространением посланничества Мухаммеда.

Краткое содержание

Материалисты и преступники поражены новым возрождением истины и честности; честность же сильнее земного могущества — об этом свидетельствует пример таких царей, каким был Дауд, обладавший и тем, и другим (аяты 1-26).
И Сулейман любил Творца больше земной мощи, — ибо, хотя она и хороша, но злые люди могли злоупотреблять ею; и Аййуб, подобно многим другим влиятельным и разумным людям, охотнее выбрал путь, ведущий к блаженству, а не к страданию (аяты 27-64). Так же обстоят дела и с последним посланником Аллаха; его радостное Послание о Единстве — как только это будет дозволено Аллахом — преодолеет ненависть и надменность (аяты 65-88).
Данная сура посвящена трем важным темам: Единству Аллаха, призванию и Посланию посланника Мухаммеда, а также Суду Аллаха. В первой части суры описывается изумление мекканцев-бунтовщиков тем, что именно Мухаммеда Аллах избрал посланником, хотя тот не был ни вождем племени, ни слишком богатым человеком. И почему, в конце концов, все их боги должны были быть заключены только в Едином Аллахе? Аллах им указывает на притчу о Дауде и Сулеймане, которых он одарил призванием посланника, дав одновременно и земное могущество. Он знает, кто из Его рабов заслуживает Его милость, и кто наилучшим образом передаст Его Послание. Притча об Аййубе является утешением подвергшемуся испытанию посланнику и его последователям. Сура описывает и одну из сцен Суда: блаженство смиренных, которые в земной жизни не были богатыми и сильными, и великое отчаяние нечестивцев, бывших надменными в земной жизни, высмеивавших бессильных верующих. Далее следует притча о посланнике Адаме. Притча подчеркивает, что надменность шайтана и его зависть к Адаму, пользовавшемуся милостью Аллаха, послужила причиной изгнания последнего из рая Аллаха. Сура заканчивается обращением посланника к народу: «Я не прошу у вас никакой награды за Послание, и ничего не могу к нему добавить. Это предупреждение всем мирам, и спустя некоторое время вы получите о нем известие» [1].

Примечания:
  1. Саид Кутб «Фи зыляль аль-Кур’ан» (Под сенью Корана), 1965 г.