Смертники

Смертник — человек, жертвующий своей жизнью для совершения террористического акта.

История

25 февраля 1994 года врач Барух Гольдштейн, еврей американского происхождения, иммигрировавший в Израиль, вошел в пещеру Махпела в Хевроне и открыл огонь, убив двадцать девять мусульман, участвовавших в пятничной совместной молитве. В ответ на это «Хамас» («Исламское движение сопротивления») придумало новый вид сопротивления в палестино-израильском конфликте — войну, оружием в которой были смертники. Боевики движения «Хамас» развернули свои действия в самом Израиле: в Галилее и Тель-Авиве. Количество актов, совершенных смертниками в Израиле, возросло в геометрической прогрессии во время второй интифады (восстания) Аль-Аксы, начавшейся в сентябре 2000 года.

Смертники, в основном, ассоциируются с палестино-израильским конфликтом, но они действовали и во многих других странах — Ливане, Индонезии и т.д. Сотни военных погибли от рук смертников, когда организации «Хезболла» и «Аль-Джихад» направили их в морские казармы США в Ливане и военные лагеря Франции в Бейруте в 1983 году.
Во время палестино-израильского конфликта рост насилия со стороны Израиля и целенаправленные убийства привели к тому, что многие палестинские мусульмане стали считать, что так называемые смертники совершают не самоубийство, а самопожертвование — как возмездие или сопротивление израильской оккупации и гнету.

Споры в мусульманском мире

Смертники, особенно те, кто убивают мирное население, стали причиной острых споров в мусульманском мире; у них есть как сторонники, так и оппоненты, трактующие по разному нормы религии. Выдающиеся религиозные лидеры имеют по этому поводу совершенно разные мнения и выносят разные суждения (фетвы).

Шейх Ахмед Ясин, основатель движения «Хамас» и Акрам Сабри, иерусалимский муфтий, и другие арабские и палестинские религиозные деятели считают, что смертники должны существовать и что это явление законно.

Однако другие выступают против смертников, особенно тех, чьи теракты направлены против мирных граждан. Шейх Абд аль-Азиз аль аш-Шейх, Верховный муфтий Саудовской Аравии, заявил, что смертники противоречат исламу и запрещены им. Шейх Мухаммед Сейид Тантави (умер в 2010 году), бывший верховный муфтий Египта и верховный шейх университета Аль-Азхар, четко разграничил смертников, которые совершают акт самопожертвования и самозащиты, и тех, кто убивает мирных жителей, женщин и детей. Последних он строго осудил.

Шейх Юсуф аль-Кардави является одним из самых уважаемых религиозных лидеров в мире. И, хотя он осудил теракты 11 сентября, он выносит фетвы, признающие самоподрывы смертников в палестино-израильском конфликте как самозащиту людей, отдававших свою жизнь в руки Бога с надеждой, что Он дарует им вечную жизнь в раю. Как и многие его сторонники, Кардави оправдывает нападения на израильтян, так как считает, что Израиль — это общество с военным и воинственным строем, в котором и мужчины, и женщины служат в армии, а если смертником был убит старик или ребенок, то это непреднамеренные последствия военного сопротивления.
Основная проблема в этих спорах — вопрос пропорций: согласно Корану, ответная реакция или возмездие должны быть соразмерны совершенному преступлению.

Семьдесят девственниц

В Коране напрямую не сказано, что мучеников (шахид) в раю будут ублажать девы. В Коране идет речь о гуриях, черноглазых небесных подругах, прелестях рая, но они не считаются наградой конкретно за мученичество.
Многие толкователи считают это описание метафоричным.[1]

Примечания:
  1. Ислам. Почему мусульмане такие / Джон Эспозито. — Москва: Эксмо, 2011.