Сотворение мира

Идея сотворения мира в Коране неразрывно связана с идеей всемогущества Бога. К этой теме Коран возвращается неоднократно. Согласно Корану, творение предстает как череда событий, растянувшихся на тысячелетия от Адама до конца света. Мир создан для человека; все, что в нем есть, находится в его распоряжении. Природа является знаком могущества и доброты Бога. Бог создал Адама, своего заместителя (халифа) и его жену, имя которой не называется в Коране. «И Мы сказали: «О Адам! Поселись ты и твоя жена в раю и питайтесь оттуда на удовольствие, где пожелаете, но не приближайтесь к этому дереву, чтобы не оказаться из неправедных»» (2:35)
Непослушание первой супружеской четы послужило причиной их изгнания из рая, однако Бог простил их, ибо, раскаявшись, они вернулись к Нему; он указал им направление (2:37). Богу также принадлежит сотворение джиннов, Иблис был одним из них, но отказался повиноваться приказу Бога.

Очень остро проблема сотворения мира встала перед теологами и философами. Под вопрос ставилось существование как интеллигибельного, так и материального мира. Исмаилитские мыслители старались объяснить сотворение мира при помощи заимствованной из неоплатонизма теории эманации. Многообразие феноменов было результатом эманации одного абсолютного начала, его проявлениями были Бог, разум, небесные души — все, вплоть до неживой материи. Мутазилиты давали объяснение акту сотворения мира, исходя из теории всеобщей причинности: второстепенные причины управляли материальным миром, первостепенные причины — интеллигибельным миром и Причиной причин. Что касается ашаритов, то они разработали теорию неделимости материи. Материя, не располагая в самой себе причиной для дифференциации и образования новых комбинаций, дифференцируется посредством случайностей, которые, в свою очередь, постоянно изменяясь, должны подчиняться вмешательству трансцендентного принципа, тем самым универсум пребывает в постоянном состоянии формирования и сотворения Богом.
[1]

Примечания:
  1. Словарь религий / Под редакцией В. Зюбера. — СПб: Питер, 2009.