Султан-Галиев Мирсаид

Султан-Галиев Мирсаид — теоретик исламского коммунизма, общественный деятель.

Биография

Годы жизни 1892–1940. Родился в деревне Елимбетово Стерлитамакского уезда Уфимской губернии.
Учился в 1907-1911 годах в Татарской учительской школе (Казань), после обучения работал учителем. В 1915-1917 годах работал в Баку журналистом.

На I Всероссийском мусульманском съезде, проходящем в мае 1917 года, в Москве, Мирсаид выполнял функции секретаря Центрального Милли Шуро. На II Всероссийском мусульманском съезде, прошедшем 29 июля 1917 года, Султан-Галиев Мирсаид выступил с докладом, посвященном издательской деятельности. Им было предложено создать сеть книжных складов, но это предложение было отклонено.

В январе 1918 года на II Всероссийском мусульманском военном съезде усилиями большевиков-татар и Султана-Галиева Мирсаида была создана левая фракция.
На областном съезде Советов Поволжья и Южного Урала в Казани (февраль 1918 года) Султан-Галиев Мирсаид поднял вопрос о провозглашении Идель-Урал Штата путем голосования-опроса среди пролетарского класса народов, проживающих на данной территории. Против идеи национальной автономии выступил Областной съезд Советов. Фракция мусульман покинула съезд.

В 1918 году 26 февраля на казанском общем заседании мусульманских организаций было решено провозгласить о Штате, в ответ на это руководством Казанского губернского Совета была учреждена Казанская советская республика. Был сформирован Совет комиссаров, в котором Султан-Галиев был назначен членом комиссариата народного просвещения и членом «Революционного штаба» Казанской советской республики.
Срыв провозглашения Идель-Урал Штата приписывал себе Султан-Галиев.

В августе 1918 года после гибели М. Вахитова председателем Центрального мусульманского комиссариата (Мускома) и Центральной мусульманской военной коллегии стал Султан-Галиев Мирсаид (обе организации были ликвидированы властями в 1920 году).

Целью Мирсаида было создание ТБСР (Татаро-Башкирской советской республики). В 1918 году в октябре он заявил, что отделения мусульманского комиссариата на местах больше не станут подчиняться никаким местным властям. Также он ратовал за созыв съезда трудящихся-татар.

В Москве в ноябре 1918 года на I съезде мусульман-коммунистов под давлением ЦК РКП (б) большинство членов высказалось за превращение ранее самостоятельной Мусульманской компартии в подвластное РКП(б) Центральное бюро мусульманских организаций (ЦБМО) (Мирсаид был против).

В 1919–1921 годах в Москве Мирсаид стал членом и затем председателем ЦБ КОНВ (Центрального бюро коммунистических организаций народов Востока).

В 1919 году в ноябре на II Всероссийском съезде КОНВ Султан-Галиев Мирсаид провел резолюцию о ТБСР в границах, что исключило автономию Малой Башкирии. Но политическим бюро ЦК РКП (б) это решение было отменено.

В 1920–1923 годах он стал членом коллегии Наркомнаца РСФСР, членом (в дальнейшем председателем) Комитета РСФСР по земельному делу. Султан-Галиев Мирсаид был сторонником передачи автономиям земельного фонда. Он являлся неформальным лидером коммунистов автономий России.

В 1921 году выступил с инициативой организации Коммунистического университета трудящихся Востока. В 1922 году вошел в специальную комиссию, которая занималась изучением настроение в мусульманском обществе, что в дальнейшем использовалось в антирелигиозной работе.

Равноправие религий и наций, основание мусульманских органов власти, создание национальных республик, автономия национальных религиозных и просветительных организаций с традициями исламского социализма в среде татар не могли не привести некоторых деятелей духовенства к сочувственному отношению к власти советов. Х. Музафар и М. Биги здесь выступили инициаторами. Султан-Галиев Мирсаид в ответной работе «Методы антирелигиозной пропаганды среди мусульман» в 1921 году он писал, что в исламе, как религии, больше чем в любой другой религии уделяется внимание гражданско-политическим элементам. Султан-Галиев в исламе признавал положительными следующие законы: обязанность родителей воспитывать детей до совершеннолетия; прописанную обязательность просвещения, развития промышленности и труда; отрицание в Исламе суеверий, запрещение на колдовство, азартные игры, отрицание роскоши, расточительности, запрет на употребления спиртных напитков и взяточничество; установление налоговой системы – натуральной и финансовой (закят). Он утверждал, что никакой борьбы с религией нет, а то, что происходит, это всего лишь пропаганда атеистических убеждений, на которую они имеют естественное право.

По мнению Султана-Галиева после революции татарское духовенство разделилось на 2 враждующих лагеря: сторонников советской власти («красных мулл») и колчаковцев, учредиловцев («белых мулл»). Он относительно положительно к позиции «красных мулл» и даже высказывал мнение, о том, чтобы в годы социалистического строительства они выступали в качестве инициаторов проведения собраний мусульманского духовенства. Также Султан-Галиев поддерживал создание национальных религиозных школ.

В 1923 году (январь) на X Всероссийском съезде Советов от автономных республик, Султан-Галиев заявил, что в школах созданных населением (при отсутствии советской школы) должно быть разрешеным преподавание вероучения.

Султан-Галиев был арестован в мае 1923 года. Поводом для ареста послужила его тайная переписка с коммунистами из тюркских республик, а также попытка связаться с А.-З. Валиди (бывший лидер башкирской автономии). В связи с арестом Султан-Галиев был смещен со всех ответственных постов. Под арестом был недолго – был освобожден. После этого проживал в Москве. Тут он занимал незначительные должности, участвовал во фракционной деятельности советских коммунистов-мусульман, а также разрабатывал собственную теорию мусульманского коммунизма.

Его теория являлась синтезом идей тюрко-татарских политиков России. Так, у И. Гаспринского он взял идею политического и культурного единства тюрок-мусульман России; у Ю. Акчуры — идею Турана как федерации тюркских народов; у М. Вахитова – концепцию о том, тюркско-татарские коммунисты пошли за коммунистической партией из-за лозунгов национального самоопределения, а не из-за классовой борьбы и классовой революции; у С. Максуди – он взял теорию «двойного угнетения» колониальных народов; у Г. Исхаки — идею объединения всех слоев мусульманского общества, кроме наиболее имущих слоев, во имя создания национального государства и создания Урало-Волжского Штата, объединяющего нерусские народы региона.

Султан-Галиев поставил себе цель превратить СССР в славянско-тюркский союз.
В 1928 году был снова арестован, вместе с рядом своих сторонников. В 1929 году прошла кампания по обличению «контрреволюционной султангалиевской организации».[1]
Султан-Галиев Мирсаид был расстрелян в 1940 году.

Примечания:
  1. Ислам в Москве: энциклопедический словарь / Коллект. автор. Сост. и отв. редактор – Д. З. Хайретдинов. – Н. Новгород: Издательский дом «Медина», 2008.