Сура 19. МАРЙАМ

«МАРЙАМ» — девятнадцатая сура Корана.
После рассмотрения в суре 17 духовного роста человека, начиная с самых основных принципов нравственного поведения, после описания в суре 18 нашего восприятия жизни ее быстротечностью и ее тайнами и исследования на примере Зуль-Карнайна правильного употребления власти, теперь мы обращаемся к истории пророков Аллаха и их отношения к миру. Пророки эти — Йахйа (Иоанн) с отцом Закарийей, Иса с матерью Марйам, Ибрахим со своим неверующим отцом, Муса с братом Харуном, Исмаил с семьей и Идрис, вознесенные Аллахом на высокое место. Приводя в пример отношение этих великих людей к жизненным условиям, Коран порицает человека за недостаток веры или за впадение в суеверие и предостерегает о Судном Дне.
Как и во всех мекканских сурах, стержнем этой суры является мысль о Единственности Аллаха и об отсутствии у Него сына или причастного. Но содержание ее составляют истории пророков, начиная с Закарийи и кончая Адамом и Нухом. Они занимают две трети ее объема.
Все толкователи согласны в том, что эта сура ниспослана в Мекке. Некоторые относят ее к концу этого периода, но есть неопровержимые исторические доказательства, что это было не позднее пятого года после избрания пророка на служение, т. е. за семь или восемь лет до хиджры. Она была известна тем, кто участвовал во втором выселении в Абиссинию. Так, сообщают, что Джафар ибн Аби Талиб, племянник пророка, возглавивший первую группу переселенцев, прочитал ее негусу, чтобы объяснить исламское отношение к Исе [1].

Краткое содержание

Закарийа желал иметь наследника, который продолжал бы трудиться ради дела Аллаха в мире, полном несправедливости, и был благословлен Йахйей (аяты 1 — 15).
Марйам, мать Исы, была порицаема родственниками, но Иса утешал ее и был добр к ней (аяты 16 — 40).
Ибрахим за свою веру подвергался преследованиям со стороны народа и своего неверующего отца. Но он отвернулся от них и удостоился благословения Аллаха. Муса получил помощь от своего брата Харуна. Исмаил воспитал свою семью в богобоязненности. Идрис был искренним и всегда помнил об Аллахе, занимая высокое положение. Все они служили примером. Но люди не желают научиться от них и жить добродетельной жизнью (аяты 41 — 65).
Человек не должен ни отвергать будущую жизнь, ни искажать свою веру ложными представлениями об Аллахе (аяты 66 — 98) [2].

Примечания:
  1. Мухаммад Асад «The Message of The Qur’an» (Послание Корана), 1980 г.
  2. Йусуф Али «The Holy Qur’an» (Священный Коран: Текст, перевод и комментарии), 1938 г.