Сура 20. ТА ХА

«ТА ХА» — двадцатая сура Корана.
Датировка этой суры играет важную роль: она связана с духовным учением, содержащимся в ней. Эта сура имеет отношение к обращению Умара, которое произошло примерно за семь лет до хиджры.
Ибн Хишаам изобразил это обращение во всех его драматических подробностях. Умар был самым большим врагом и преследователем ислама. Как и его жестокие родственники-курайшиты, он замыслил убийство пророка, когда узнал, что некоторые из его ближайших родственников приняли ислам. Его сестра Фатима и ее муж Са’ид стали мусульманами, но во времена преследований держали свою веру в тайне. Когда Умар однажды подошел к их дому, он услышал, как она читает эту суру. Они успели спрятать рукопись; Умар набросился на сестру и ее мужа, но они с терпением перенесли взрыв его гнева и исповедали свою веру. Их искренность и стойкость произвели на Умара такое впечатление, что он попросилдать ему взглянуть на рукопись. Они показали ее, и он был так потрясен, что не только обрел веру, но и стал одним из ее горячих поборников и глашатаев.
В рукописи содержалась часть этой суры, вероятно, начало. Суре предпосланы таинственные буквы «та ха». Что они значат? По самому древнему преданию, они содержат диалектическое междометие со значением: «О, человек!» Если это так, то это название хорошо подходит по двум причинам: 1) Это прямое и личное обращение к человеку в состоянии высшего возбуждения, когда пылкий нрав соблазняет его на беззаконие, но милость Аллаха как бы лично призывает его посмотреть в лицо действительности, поскольку Он знает самые тайные его мысли (аят 7). Аллах ниспослал Свое Откровение из милости и милосердия (аят 5). 2) Это есть продолжение предыдущей суры, где человек рассматривается как духовное существо, и приводятся новые наглядные доказательства этого. Здесь рассказано о кризисе в жизни Мусы, когда Аллах призвал его, о его отношении к матери, воспитании при дворе Фирауна и усвоении им всех знаний египтян ради использования их в служении Аллаху, а также о его отношении к Фирауну, который играет здесь роль приемного отца (см. суру 18:9). Далее сообщается о падшей душе, которая соблазняет сынов Исраила на идолопоклонство, и напоминается о том, как шайтан, заклятый враг человека, заставил ее пасть. Молитва и хвала Аллаху необходимы для человека, чтобы излечиться от духовной слепоты и правильно понять Откровение Аллаха [1].
Как и все мекканские суры, эта преследует одну цель: укрепить принципы веры в Единого Бога, в пророчества и воскресение мертвых (Сафват ат-Тафасир).
Сура начинается и заканчивается прямым обращением к Мухаммеду. Ему напоминают о его миссии и о мере его долга. Но в центре внимания суры стоит подробная история Мусы, начиная с его поспанничества и заканчивая поклонением тельцу сынов Исраила. Кратко упомянута история Адама. В ней особо подчеркнуто прощение от Аллаха и наставление Адама на путь спасения. Кроме того, описаны некоторые сцены Судного Дня [2].
«Та ха» — это и прозвание пророка Мухаммеда. Этот факт раскрывает еще один аспект для понимания этой суры, прежде всего в связи с предсказанием во Второзаконии (18, 18-20), где Бог говорит Моисею: «Я воздвигну им пророка из среды братьев их, такого, как ты, и вложу слова Мои в уста его и он будет говорить им все, что Я повелю ему; а кто не послушает слов Моих, которые (Пророк тот) будет говорить Моим именем, с того Я взыщу; но пророка, который будет говорить именем богов иных, такого пророка предайте смерти». «Пророка, такого, как ты значит: который приносит закон и основывает общину. Это характерно для пророка Мухаммада и это сближает его с Мусой, история которого подробно здесь рассказана. Один из главных аспектов — милосердие Аллаха, и здесь тоже есть параллель: пророк Мухаммад назван в Коране «милостью для миров» (сура 21:107). Другая аналогия заключается в отношении обоих пророков к своей общине: здесь мусульмане могут извлечь урок из истории.

Краткое содержание

Откровение Аллаха (Коран) есть милостивый дар Аллаха Милосердного (аяты 1 — 8).
Вначале был избран Муса и вместе с братом Харуном направлен с вестью к Фирауну (аяты 9 — 36).
Матери Мусы было повелено оставить своего маленького сына на берегу реки и он по воле Самого Аллаха вырос при дворе Фирауна и получил впоследствии возможность возвестить ему славу Аллаха (аяты 37 — 76).
Мусе было поручено вести свой народ и усмирить его непокорный дух; этот дух вновь возбудил самаритянин (аяты 77 — 104).
В Судный День человек несет личную ответственность и проявляется Истина Аллаха Человек должен опасаться своего врага шайтана и избегать тщеславия должен очищать себя молитвой и хвалой Аллаху и ожидать от Него зова (аяты 105 -135).

Примечания:
  1. Йусуф Али «The Holy Qur’an» (Священный Коран: Текст, перевод и комментарии), 1938 г.
  2. Саид Кутб «Фи зыляль аль-Кур’ан» (Под сенью Корана), 1965 г.