Суфизм

Суфизм (تَصَوُّفٌ‎‎ араб. «тасаввуф», от «суф» — шерсть) — философско-аскетическое течение в исламе.

Этимология

Арабское слово sufi без всякого сомнения, происходит от существительного suf — «грубая шерстяная ткань», или «власяница». Первоначально этот термин использовался применительно к одеждам белого цвета, в которые, как гласит традиция суфизма, облачались пророки до Мухаммада (в частности, такие одежды носил Иисус).

История суфизма

Первыми суфиями считают аскетов, живших в Ираке и Сирии в конце 8 — начале 9 вв., которые стремились постичь «тайный» смысл коранического откровения, участвовали в бдениях, принимали обеты, соблюдали дополнительные посты. Им было свойственно эсхатологическое отношение к жизни: равнодушие к богатству и лишениям, отказ от социальной активности. Большое значение ранние суфии придавали психологическому анализу, стремились вскрыть истинные мотивы человеческих поступков. Вместе с тем они проповедовали бескорыстную любовь к Аллаху.
В 9-10 вв. были выработаны основные положения суфизма, в частности учение о «стоянках» и «состояниях» пути к Богу. Конечной целью суфии считали уничтожение своих личностных качеств и замену их божественными, либо прямое «соединение» с божественной истиной (аль-хакк).
Позже сформировались собственно суфийская онтология, построенная на теософских положениях; суфийская гносеология, опирающаяся на концепцию божественных откровений; и суфийская этика, отличающаяся от общепринятой в исламском мире. Некоторые суфии рассматривали себя как божественных избранников — вали, «подлинных наследников» пророка.
Отдельные положения суфизма, противоречившие суннитскому исламу, вызвали протест. Начались гонения на суфизм. Поэтому в конце 10— начале 11 вв. с оправданием суфизма выступили наиболее авторитетные исламские религиозные деятели, зафиксировавшие и систематизировавшие важнейшие положения суфизма в сочинениях, позднее признанных «классическими».
Большая заслуга в «легализации» морально-этического учения суфизма принадлежит таким суннитским богословам, как аль-Газали и Абд аль-Кадиру аль-Джилани. Последний стал основателем одного из первых суфийских братств — кадирия. Появление суфийских братств (тарикат) было вызвано повсеместным распространением суфизма и ростом числа его последователей. Суфийские братства сыграли и продолжают играть важную роль в консолидации мусульман во всем мире.
Параллельно кругах суфийской интеллектуальной элиты развивался философский суфизм, основные положения которого были сформулированы Ибн аль-Араби. Философский суфизм нашел отражение в арабской, персидской и турецкой поэзии. Наиболее известными поэтами-суфиями были Ибн аль-Фарид, Джалаль ад-дин Руми, Джами, Юнус Эмре и др.

Учение

Важная тема в суфизме — переживание адептом особого мистического опыта любви к Богу, источником которой является связь вали (от него произошло арабское валийа) с Богом. Вали — человек, близкий к Богу, поддерживает с объектом своей любви, своим Другом, отношения чистой любви; под этим понимается осуществление на духовном уровне растворения персонального «Я» в бесконечной Самости божества.
Некоторые суфии отказывались от мира, наиболее радикальные из них стремились к полной изоляции от социальной и политической жизни — от мира, который они считали испорченным. Внешним проявлением их оппозиции по отношению к светским властям и ценностям светского мира являлось атипичное поведение, соблюдение безбрачия, необычные одеяния, нищета, отказ от любого вида постоянной деятельности и порой доходили до крайности, отрицая культурные привычки.

Суфизм — крайне неоднородное течение: к нему примыкают представители самых различных богословских школ и направлений в исламе. Будучи изначально проповедью смирения, суфизм тем не менее сыграл и продолжает играть активную роль в политической жизни стран мусульманского мира: именно суфизм часто становился идеологией повстанческих движений и антиколониальной борьбы мусульман.

В шиизме

Несмотря на то что подавляющее большинство суфиев принадлежало к суннизму, существовал и шиитский суфизм. Именно в рамках шиизма возникли одни из самых знаменитых братств в истории мусульманской мысли. К их числу относятся: кубравийа (от имени его основателя Наджима ад-дина Кубра, ум. в 1221 г.) в Хваразме, накшбандиа в Центральной Азии, его основателем был Баха ад-дин Накшбанд (ум. в 1334 г.), сафавийа в Азербайджане (основан Сафием ад-дином, ум. в 1334 г.), один из приверженцев которого, шах Исмаил, стал родоначальником шиитской династии Сафавидов (1501-1736).