Таджикская община в Москве

Таджикская община в Москве и Подмосковье — в Москве первые выходцы из Таджикистана появились в средневековье. В документах 16 века встречаются сведения о том, что многие ногайские посольства приезжали в Москву в сопровождении «тезиков», которые были членами делегаций от мирз и биев.

В документах 1661, 1684 годов сообщается, что персы, греки, «тезики» и «черкасы» торговали табаком и другими товарами в Китай-городе на Старом Английском и Большом Посольском дворах. Много таджиков прибывало в Москву с хивинскими и бухарскими посольствами. Практически все таджики, которые проживали в те времена в Москве, являлись мусульманами-суннитами. В документах последующих эпох они чаще упоминались как «бухарцы». В 1839 году в списке умерших в Москве упоминался «Бадахшанский подданный Нийкадям», по имени которого можно предположить его исмаилитское происхождение.

Невзирая на то, что Таджикистан долгое время находился в составе царской России, а затем и в составе СССР, в Москве таджики стали поселяться сравнительно недавно.

Согласно переписи 1989 года в Москве таджиков проживало 2893 человека, в Московской области – 1401 человек.

С начала 1990-х годов началась массовая миграция таджиков в Москву и различные регионы России. Первая волна была связана с гражданской войной в Таджикистане, а также с террором по отношению к оппозиции (1992-1995 года), при этом из-за того, что военный конфликт был в основном среди таджикских субэтносов, в Россию в основном мигрировали выходцы из Калаихумба, Гарма (Каратегин), Ванча, переселенцы из этих регионов в долину Вахша (Курган-Тюбинская области), а также их потомки. Особую общину таджиков в Москве составили памирцы — выходцы из Бадахшана. При этом количество выходцев из Ходжента, Куляба, Гиссара было гораздо меньше, тем не менее, именно они, будучи политэмигрантами, оказались в России в наиболее худшей ситуации, что побудило их к ускоренному принятию российского гражданства.
С середины 1990-х годов миграция таджиков в Москву и Московскую область приобретает сугубо экономический характер.

Численность

В наше время численность в Москве таджиков и узбеков (граждан Таджикистана) в весенне-осенний сезон составляет 250 тысяч человек, постоянно проживающих — 180 тысяч человек. Из этого количества, согласно данным К. Юсупова (председателя народной лиги «Таджики»), таджиков 80%. Согласно данным этой организации (ей ведется учет таджикистанцев в России, в том числе и статистика по смертности, поименная с указанием причин смерти) в Москве проживает 144 тысячи таджикистанцев из Таджикистана, а в весенне-осенний период их численность составляет около 200 тысяч человек.

По данным переписи 2002 года общее количество таджиков (в это число вошли граждане Узбекистана, Таджикистана и Афганистана), с учетом выходцев из этих стран, а также с учетом принявших гражданство России – составило всего 35 385 человек. Это несоответствие является очередным показателем недостатков проводимых переписей.

Деятельность

В Москве и Подмосковье таджики заняты в основном в сфере бизнеса. В наше время растет их доля в мелком бизнесе (наряду с узбеками они занимают ниши, которые освобождаются азербайджанцами). В Москве специфичной чертой таджикского бизнеса является его мононациональность (если таджик – хозяин бизнеса, то он берет на работу только таджиков, чаще всего из одного региона или же вообще родственников). Очень многие таджики занимаются низкоквалифицированным трудом (чернорабочие, грузчики и так далее), в этих сферах они с узбеками составляют большинство. На таких работах нередко встречаются и дипломированные специалисты, которые имеют опыт работы по специальности. В наше время среди таджиков отмечено повышенное стремление получить российское гражданство.

В России в таджикской общине наблюдается сильнейшая диспропорция в половозрастной структуре (преобладает количество мужчин работоспособного возраста). Некоторые стремятся привести из Таджикистана жену. При этом нередка полигамия, обычно это брак с двумя женами – с таджичкой в Таджикистане и с россиянкой в России.

Религия

Степень религиозности таджиков в Москве различная, при этом никто не заявляет об атеизме и не отказывается от ислама. Там, где присутствует массовое скопление таджиков, среди них всегда находится религиозный лидер. Зачастую эти лидеры выходцы из ишанской среды (к тому же им всегда отдается предпочтение при выборе лидеров). Из московских мечетей они посещают все, незначительно больше ими посещается московская Соборная мечеть.

Все таджики — сунниты ханафитского мазхаба. Исключение памирцы (бадахшанцы) они являются исмаилитами. Переходы к шиизму в среде таджиков редки, в основном к этому приходят либо студенты, обучающиеся в Иране, либо те, кто длительно работает с иранцами. Нехарактерен для таджиков и отказ от мазхабов.

В Москве из региональных общественных организаций таджиков выделяются: основанный в 1996 году РОО «Таджикский культурный центр» и «Таджикистан» благотворительный фонд. Из печатных изданий: журнал «Ирано-Славика» и газета «Голос Таджикистана» (выходит с 2004 года, на русском, таджикском, узбекском языках, тиражом в 999 экземпляров). Ярким представителем интеллектуальных таджикских кругов является А. Акилов.[1]

Примечания:
  1. Ислам в Москве: энциклопедический словарь / Коллект. автор. Сост. и отв. редактор – Д. З. Хайретдинов. – Н. Новгород: Издательский дом «Медина», 2008.