Тарджемани Кашшаф

Тарджемани Кашшаф (Тарджеманов Кашшафетдин 1877-1943) — являлся улемом и мударрисом, заместителем председателя и казыем (судьей) ЦДУМ (Центрального Духовного управления мусульман).

Родился в селе Ямкино Спасского уезда Казанской губернии (Алькеевский район Татарстана), в семье имама. Учился в казанском медресе «Марджания». В содружестве с Г.Сулеймани Тарджемани был мюридом и единомышленником Г. Баруди (ректора медресе «Мухаммадия»). В 1904 году Тарджимани стал возглавлять 11-й приход города Казань. Где осуществил реформу Сеитовского медресе прихода, которое в честь него стали называть Тарджемановским. В 1913 году здесь обучались 70 шактирдов. В 1906 году в Нижнем Новгороде, на III Всероссийском съезде мусульман, Тарджиман был включен в состав духовной комиссии под руководством Г.Баруди. в 1914 году, на IV Всероссийском съезде в Петербурге он стал делегатом от города Казань. В 1915 году Тарджемани взялся доказать соответствие трудов Ш.Марджани по акиде основам ислама в сборнике «Марджани». В марте 1917 года, в Мусульманской библиотеке города Казань Тарджемани прочел лекцию о необходимости реформы ОМДС (Оренбургского магометанского Духовного собрания). Тарджемани считал, что ОМДС является историческим центром казанских мусульман, мусульман Волго-Уральского региона. То есть выполняет функции национального центра. В 1917 году в Москве прошел Всероссийский мусульманский съезд, на котором Тарджимани стал казыем Центрального Духовного Управления мусульман и уехал из Казани. В январе 1918 года он вошел в число Диния Назараты (религиозного ведомства) Милли Идареэ (национального управления). В 1920 году Тарджимани вновь был назначен казыем на I Всероссийском съезде духовенства при центральном Духовном управлении мусульман. В 1921 году Тарджимани стал возглавлять комиссию по помощи голодающим, представлял Центральное Духовное Управление мусульман во властных структурах Москвы. Добивался от представителей власти командировок членов Центрального Духовного Управления мусульман для помощи голодающим в Сибирь, Турцию. Туркестан, Хиву, Бухару, Польшу, Финляндию, Латвию, Литву.
В Москве Тарджимани были собраны 5 миллионов рублей в пользу голодающих для распоряжения Центрального Духовного Управления мусульман. В 1923 году на II Всероссийском съезде мусульманского духовенства Тарджимани стал инициатором урегулирования отношений и объединения с казахскими и башкирскими священнослужителями, выступил с инициативой создания истории реформы Духовного собрания. На этом же съезде он был вновь избран казыем, а с 1924 года начал работать в журнале «Ислам маджалласы» редактором. В 1926 году на III Всероссийском съезде мусульманского духовенства Тарджемани был избран казыем, и в том же году, с муфтием Р.Фахретдином, стал делегатом I Всемирного конгресса мусульман в Мекке. В1935 году 22 августа Тарджимани предложил закрыть Центральное Духовное Управление мусульман, так как в тот период происходили массовые аресты духовенства и закрытие мечетей, что послужило основанием фальсификации «дела о заговоре руководителей Центрального Духовного Управления мусульман». 12 апреля 1936 года умер муфтий Р.Фахретдин, и так, как Тарджимани являлся его заместителем, он начал исполнять функции председателя Центрального Духовного Управления мусульман. Выборы муфтия согласно уставу Центрального Духовного Управления мусульман были запрещены властями, которые преследовали цель разрушения мусульманских религиозных властных структур и вызвали серьезный конфликт в среде мусульман. Власти воспользовались разногласиями, которые сами и вызвали – соперничеством между двумя претендентами на должность муфтия Р.Фахретдина, руководителя и духовного главы российских мусульман, Тарджимани и Абдурахмана Расулова (Расули). Тарджемани, имеющий особое доверие столичных властей, в 1936 году (апрель-май) уехал в Москву в надежде получить поддержку. Руководители обеих мечетей столицы официально поддержали Расулова, но в среде прихожан было много сторонников Тарджимани, который хотел для борьбы за пост муфтия использовать Соборную мечеть. Он очень рассчитывал на помощь руководства комиссии по религиозным культам, возглавляемую П.А.Красиковым. Тарджимани неофициально жил в мечети, выступал в ней. А милиции объяснял, что находится «вне закона и ей не подчиняется». Красиков не сумел ему помочь, официальные круги отдали предпочтение его противнику на посту муфтия.

В июне 1936 года А.Вышинский — прокурор СССР, дал приказ арестовать Тарджимани, что стало поводом к сфабрикованному «делу о заговоре руководителей Центрального Духовного Управления мусульман». Во время расследования были произведены аресты имамов, общим числом около тысячи, Центральное Духовное Управление мусульман не имело возможности функционировать. В Москве были арестованы знакомые Тарджимани (25 человек), среди имамов Москвы пострадали от репрессий М.Вахитов (имам Соборной мечети) и его предшественник Г.Сулеймани, имам Исторической мечети А.Шамсутдинов (в результате мечеть закрыли). Тарджимани в 1937 году был осужден на 10 лет заключения. В 1938 году Тарджимани и казый ЦДУМ Зыя Камали стали обвиняемыми по делу о создании контрреволюционной националистической организации Башкирии и связях с руководителями «Идель-Уральского комитета».
Тарджимани умер в тюрьме.Ислам в Москве: энциклопедический словарь / Коллект. автор. Сост. и отв. редактор – Д. З. Хайретдинов. – Н. Новгород: Издательский дом «Медина», 2008.