Татарская община Москвы

Татарская община Москвы и Подмосковья – татарская община является ключевой и доминирующей по численности общиной в истории столичных мусульман. Со времен раннего средневековья в Москве присутствовали следующие этнические группы: крымские татары, ногаи, таджики, турки, узбеки, иранцы и азербайджанцы, тем не менее, московские мусульманские общины вплоть до конца 20 века прочно ассоциировались именно с татарами.

История
Татарская московская община начинает свою родословную с Золотой Орды и далее с ханствами, которые образовались в результате ее распада (Сибирское, Касимовское, Астраханское, Казанское и другие). В золотоордынский период в Москве появились Татарское подворье в Китай-городе и Ханский двор в Кремле. В постордынский – в средневековой Москве образовались многочисленные Подворья мусульманских стран (Касимовский, Ногайский, Астраханский, Казанский посольский, Крымский дворы). Об этом свидетельствуют многочисленные тюрко-мусульманские топонимы Москвы, а также топография Замоскворечья.

В 15-16 веках выходцы из татарских регионов основали множество тюрко-мусульманских поселений в Подмосковье, а в Москве были основаны Толмацкая слобода, Ордынцы, Татарская слобода, Старые Толмачи и другие. В дальнейшим несколько из выше перечисленных мест стали центрами концентрации московских татар, остальные исчезли в ходе ассимиляции населения в среде русских. К 18 веку самобытность сохранили лишь жители Татарской слободы, им удалось перенести сквозь века историческую преемственность московских татар относительно их истоков.

В эпоху средневековья татарская община ассоциировалась в социальном плане с беями и мурзами, в дальнейшем в татарской общине ведущую роль занимают переводчики и толмачи Посольского приказа, которые компактно проживали в Замоскворечье, также в развитие города внесли свой вклад зависимые люди из числа татар.

Таким образом, татарская община в отличие от других этнических общин характеризуется не только своей культурой, религией и языком, но и длительным пребыванием в Москве, а также компактным поселением в столице и наличием ряда объектов всеобщинного значения (мечеть в Замоскворечье (преемница — Историческая мечеть), Татарское кладбище за Калужскими воротами, Даниловское мусульманское кладбище).

Численность

Когда в начале 18 века дипломатические ведомства были переведены из Москвы в Петербург, значимость толмачей и переводчиков в Москве упала, это поспособствовало переводу московских татар в городские сословия ремесленников, купцов и мещан. В это время татарская община была крайне малочисленной: в 1858 году состояла из 260 человек, в 1866 году – из 340 человек. С того времени и до начала 20 века наиболее заметными среди представителей татарской общины были касимовские татары (выделялись социальной активностью и финансовым благосостоянием). Именно касимовские татары на рубеже 19-20 веков стали инициаторами ряда проектов по развитию российской мусульманской общины. При этом по численности касимовские татары составляли всего 7-10% от всех московских татар того времени, наибольший процент занимали казанские татары – около 45%, затем шли мишари – около 35%, также присутствовали сибирские и астраханские татары. А в начале ХХ века были заметны и литовские татары — Джемиль Александрович (публицист), Константин Якубовский, А. Мухарский, Степан Туган-Барановский (генерал-майор артиллерии), его сыновья и родственники – сыграли немаловажную роль в Февральской революции.

В 1860-х годах в татарской нации стали усиливаться урабанизационные и миграционные процессы. Продолжалось это в течение всего 20 века. В 1871 году общее число татар в Москве возросло до 1200 человек. В дальнейшем произошел массовый приток в общину нижегородских мишарей, их и в наше время в татарской общине больше всех других субэтнических групп, они составляют около 60% от общей численности (согласно данным от представителей татарских национальных организаций).

После того как татары стали расселяться в новых (относительно Замоскворечья) районах столицы, возникла необходимость строительства в Москве Второго мусульманского прихода (1894–1904 года). Из этого прихода в дальнейшем возникла московская Соборная мечеть.

По данным Московского статкомитета в 1907 году в Москве проживало 13,6 тысяч татар, а в Московской губернии их насчитывалось 1,3 тысяч человек. В начале ХХ века московские татары сыграли важную роль в процессах национально-религиозного движения. Одним из самых важных среди них был прошедший в Москве в мае 1917 года I Всероссийский мусульманский съезд. Мусульманскую московскую общину в дореволюционный период и советские годы составляли в основном татары. При этом в советское время численность московской татарской общины постоянно увеличивалась. Согласно данным в Москве проживало татар: 18,2 тысяч в 1926 году; 36,6 тысяч в 1933-м году; 80,5 тысяч в 1959-м году; 109,3 тысяч в 1970-м году; 132,4 тысячи в 1979-м году. Согласно данным от 1979 года татары проживали практически во всех районах Москвы, при этом более концентрировано в «спальных» районах, так, по этим данным татар проживало: Кировский район — 8 137 человек, Красногвардейский район — 7 338 человек, Советский район — 7 364 человек, Перовский район — 7 071 человек, Волгоградский район — 6 616 человек, Куйбышевский район – 6 392 человек, Черемушкинский район — 6 218 человек и так далее.

В 1989 году в Москве проживало 157,4 тысяч татар, а в Московской области их было 51 тысяча. По данным переписи 2002 года в Москве проживало 166 тысяч татар, в Московской области – 52,9 тысяч. Эти данные указывают на незначительный прирост численности татар. При этом за время между проведением этих переписей татарское население постоянно прибывало в Москву и Московскую область, в том числе мигрировали татары из стран СНГ. Малый прирост татарского населения, выявленный при переписях, может быть объяснен высокой ассимиляцией татар-москвичей во 2-м и 3-м поколениях.

Религиозность татар в какой-то степени способствовала их этническому самосохранению, а также оказывала влияние на формировании обычаев и устоев, которые в дальнейшем стали характерными для большинства мусульман столицы. Но в конце 20 века, когда в Москву стали массово мигрировать выходцы из мусульманских республик СНГ и России (Ингушетия, Дагестан, Чечня и другие) и появились группы зарубежных мусульман (в основном арабов и турок) сложившаяся ситуация резко изменилась. Данные этнические группы очень активны как в экономическом плане, так и в культурной и религиозной деятельности. Они смогли оттеснить во многих моментах татар и башкир (традиционных для столицы) на задний план. Иногда это приводило и к проблемам – например в 1997-1998 годах в исторической мечети.

При этом некоторые «новые» мусульмане Москвы готовы «влиться» в традиционные для татарского сообщества устойчивые формы этнических и религиозных ритуалов.

Среди татар Москвы большую роль играет принадлежность к субэтносам, а также этапность миграции, это же откладывает отпечаток и на социально-профессиональную структуру. Коренные татары-москвичи оказывали помощь в адаптации татар мигрантов, так как они уже были интегрированы в государственные и общественные структуры. Это вполне логично и закономерно, ведь приезжим очень сложно адаптироваться в сложной социальной системе Москвы.

Московские татары выделяются также своими тесными этнолокальными связями с местами своего происхождения. В 19 веке – Пензенская, Нижегородская и Казанская губернии, Касимов и другие. В настоящее время это сохраняется, единственное Касимов практически выпал из этих регионов, на его место в списке этнолокальных контактов татар Москвы встала Нижегородская область.

Контакты между регионами, в том числе молодежи, позволяет сохранить родной язык, а также религиозные и национальные традиции. Так же такие контакты поддерживают заключение в татарской общине мононациональных браков, так как смешанные браки приводят к ускоренной ассимиляции татарской общины, что особенно заметно в последние десятилетия. При этом если рассматривать смешанные браки русских и татар следует отметить, что здесь важную роль играет национальная принадлежность отца и матери. В. Г. Садур писал что в семьях где мать – татарка половина детей становятся татарами, а в семьях где отец татарин, а мать русская – практически всегда дети становятся русскими. По статистике мужчины татары чаще идут на смешанные браки, поэтому ассимиляция татарского общества в крупных городах постепенно увеличивается. В группах мигрантов-татар во второй половине 20 века ценился родной язык, а среди «укоренившихся» московских татар происходит постепенная утрата языка. Если анализировать ситуацию по России в целом – московские татары самые обрусевшие. При этом они стараются компенсировать это свободным владением родным языком (по Москве этот показатель выше общероссийского). По статистике татары чаще признают национальный язык родным, чем другие немусульманские народы РФ.

Также процессам ассимиляции способствовало то, что в течение долгого времени столичными властями было запрещено открытие в Москве культурно-образовательных учреждений и национальных школ. В 19 – начале 20 веков в медресе, расположенном при Исторической мечети преподавались как исламские дисциплины, так и язык, и светские науки. В Доме Асадуллаева находилась татарская школа, типография, библиотека и так далее. В то время культурный центр московских мусульман переместился в Дом Асадуллаева. Активной деятельность была в первые годы после революции 1917 года, но к 1930-м годам в результате массовых репрессий деятельность центра была практически парализована. Школа татарская работала до 1941 года, также в это время осуществляло деятельность еще несколько татарских неполных средних школ.

Вернулось здание Дома Асадуллаева татарам только в 2003 году, его передали Региональной национально-культурной автономии татар Москвы. В Подмосковье первые религиозные мусульманские общины появились лишь в конце 1990-х годов, в конце 1999 года там была образована Региональная национально-культурная автономия татар Московской области. Татарская община Москвы и московской области является секуляризованным обществом, но даже при этом она далека от шариата – от полного соблюдения его норм и требований. При этом отдельные законы и правила шариата все же соблюдаются. Этому способствует также то, что большинство имамов мечетей Москвы и мусульманских общин Подмосковья татары, и они, наряду со всеми мусульманами, активно привлекают к религии татар Москвы и Московской области.[1]

Примечания:
  1. Ислам в Москве: энциклопедический словарь / Коллект. автор. Сост. и отв. редактор – Д. З. Хайретдинов. – Н. Новгород: Издательский дом «Медина», 2008.