Татарская слобода

Татарская слобода – первое документальное упоминание о Татарской слободе в Замоскворечье относится к 1619 году, но очевидно, что данная слобода возникла раньше.

По словам М. Н. Тихомирова в 16 веке Татарская слобода уже существовала, основывается он при этом на то, что смутное время начала 17 века не было благоприятным для создания вокруг Москвы новых слобод.
У историка В. Снегирев на этот счет другая версия, согласно которой Татарские слободы возникли в начале 14 века, при Иване Калите.

О размерах татарской слободы ничего не известно, П. В. Сытин при этом употребляет слово «обширная».
Есть версии, что Татарские слободы стали появляться наряду с появлением посольств Большой Орды (в дальнейшем Ногайский двор) и Конного базара. Татарская слобода при этом может рассматриваться как поселение, в котором проживали обслуживающие посольства и базар (переводчики, торговцы, ремесленники и прочие).

Татарская слобода представляла собой своеобразный мусульманский квартал. В России XVII века национальную самобытность сохраняли лишь те народы, которые проживали компактно. Самыми значимыми центрами концентрации мусульман (ногаев, татар, узбеков и таджиков) были Толмацкая и Татарская слободы (не считая Крымского и Касимовского двора). В XVII веке в Татарской слободе дворов было немного, она занимала небольшую площадь.

По данным переписи 1669 года в Татарской слободе находилось 18 дворов, половина из которых принадлежала мусульманам. Большинство из татар, проживающих в слободе, были переводчиками и толмачами посольского приказа. Значимость Татарской слободы и определялась тем, что в ней проживали переводчики, так как дипломатические отношения с Персией, Крымом, Османским халифатом и иными странами Востока в государственной политике России того времени играли значительную роль. Социальный статус жителей слободы был между феодалами и зависимыми людьми из ногаев и татар. Так как проживали они компактно, и в силу их деятельности, им удалось сохранить ислам как религию и национальные обычаи в московской мусульманской общине того времени.

По Л. И. Розенбергу свидетельством автономности жителей Татарской слободы было их полное непочтение к представителям низшей администрации (они не ходили в караул, били, обзывали и травили собаками десятника).

Возможно, что сохранение этой территории как «родового гнезда» мусульман, было обеспечено «охранительной» политикой правительства. Но при этом Татарская слобода не упоминается в списке иноземных слобод, управляемых непосредственно из Посольского приказа.

Район Татарской слободы (в конце XVII века слободы уже были юридически аннулированы, но термин «слобода» употреблялся еще до второй половины XIX века) был до начала ХХ века самым стабильным и очевидным центром концентрации мусульман Москвы. До нашего времени сохранились в этом районе многочисленные топонимы и архитектурные памятники (Дом Асадуллаева, историческая мечеть, медресе при Исторической мечети и так далее). Немного южнее татарской слободы находятся Татарские бани (на углу современной Большой Татарской улицы и Большого Татарского переулка) которые упоминаются в документах XVIII века.

До нашего времени не определено точное количество татарских слобод Замоскворечье до XVI века и не определены границы Татарской слободы того времени. По документам более позднего периода, Татарская слобода находилась по обе стороны от современной Большой Татарской улицы, захватывая переулки: Озерковский, Малый Татарский Старо-Толмачевский. Расширение происходило в основном в западном направлении от Большой Татарской улицы, также в южном и северном направлениях, но не в восточном (в восточном направлении между районами Большой Татарской улицы и Водоотводным каналом случались частые затопления). Дворы в основном были расположены очень компактно, с XVII веке в слободе насчитывалось около 20 владений, при этом не всеми домами владели мусульмане.

В Татарской слободе наблюдались признаки обособленности общины от русского населения, при этом мусульмане стремились расширить территории слободы, что делало полную изолированность невозможной.

К 1880-м годам территория проживания мусульман заметно расширилась (в основном за счет выкупа домовладений у русских). По сравнению с XVII–XVIII веками к началу ХХ века территория проживания мусульман увеличилась многократно. К этому времени мусульмане уже владели не только районом бывшей Татарской слободы, но и землями к югу и северу от нее. Такому расширению способствовал увеличение благосостояния мусульман, резкий численный рост в общине, и тот факт, что частные владения в Замоскворечье были, в отличие от центра города, более обширными, в свои границы они включали, помимо жилого строения, фруктовые сады и приусадебные хозяйства.

В конце XIX – начале ХХ веков свободная застройка в районе Замоскворечья притягивала сюда купцов, которые устраивали себе в этой районе отдельные усадьбы. При этом в центре Москвы получали распространение многоквартирные дома, которые возводились для дальнейшей сдачи помещений. В XIX–XX веках такие «доходные» дома появились и на Татарской улице, при этом в постоялых домах, которые принадлежали мусульманам, в основном проживали мусульмане. Но такие дома являлись исключением из правил, в основном в этом районе располагались частные домовладения.

В районе Татарской улицы и ее окрестностях самыми крупными домовладельцами были: Салих Ерзин (владел 9-ю участками), Мухаммед-Рахим Исаков (принадлежало ему 3 владения), Ага Шамси Асадуллаев (обладал 2 владениями), Хайретдин Агеев (2 владения), Ибрагим Ахун-Джанов, Ибрагим Девишев и другие.

Выходцы из разнообразных мусульманских районов Российской империи в начале ХХ века стали селиться в тех домах русских владельцев, которые примыкали к мусульманскому кварталу в Замоскворечье.

Также на рубеже веков началась реконструкция деревянных зданий, на их месте обычно возводились многоэтажные каменные особняки. Это происходило по всей Москве, но за пределами центра это было более заметным, так как на окраинах деревянные строения преобладали над каменными. Самые большие и богатые дома были возведены на участках семейств Исаковых, Ерзиных и других.

Не смотря на все это, по сути, Замоскворечье до самого начала ХХ века было «большой деревней». Так, когда на Кузнецком и Тверской мостах «стояла пыль» от пролеток, в районе Замоскворечья еще ездили на санях. Прибыльной торговли там практически не велось (исключение – торговля татарами конским мясом), любой из купцов одолжен был иметь торговые точки и склады в центре Москвы.

До 1950-х годов этот район являлся основным местом концентрации татарского населения, приезжающего в Москву из разных регионов России (в основном казанских, нижегородских, пензенских татар).[1]

Примечания:
  1. Ислам в Москве: энциклопедический словарь / Коллект. автор. Сост. и отв. редактор – Д. З. Хайретдинов. – Н. Новгород: Издательский дом «Медина», 2008.