Татарские детские образовательные заведения

Татарские детские образовательные заведения в Москве – до революции 1917 года татарские детские учреждения существовали в виде религиозных школ. Нам известно о медресе, которое располагалось при Исторической мечети (с 1871 года в отдельном деревянном здании, с 1915 года – в каменном), а также о религиозном училище, существовавшем в 1912-1913 годах при Соборной мечети. Также, с 1914 года, работало медресе, в котором помимо религиозных, преподавались и светские науки, находилось оно в Доме Асадуллаева («Школа Асадуллаева»).

В период после революции (первые годы) советская власть старалась расположить к себе национальные меньшинства бывшей Российской империи, в Москве также проводилась эта политика. Поэтому в 1926 году в Москве находилось более двадцати национально-культурных организаций для мусульман России.

«Школу Асадуллаева» после революции возглавила Сара Касимовна Шакулова (выпускница Сорбонны). В 1926 году в Доме Асадуллаева осуществляла деятельность школа № 27 имени Нариманова (школа с семилетним обучением). Заведующим был Юсупов, всего было 7 групп, общее количество учеников 210 человек, через пару лет учеников уже было 302. Там же, в Доме Асадуллаева, работали 2 татарских детских дома, в котором проживали как сироты, так и дети из малоимущих семей. Первым детским домом заведовал Тимербулатов, состоял он из 3 групп, общее число учащихся было 90 человек. Вторым заведовала Хабибуллина, в нем было 3 группы, общее количество учащихся – 450 человек.

Также, в 1926 году, в Москве и Подмосковье из татарских школ осуществляли деятельность: школа № 48, одноступенчатая, располагалась по адресу Выползов переулок, дом 5, заведовал школой Муалимов; школа № 6, одноступенчатая, находилась в селе Богородском при фабрике «Красный богатырь», заведовал ей Кобозев, в этой школе было 3 группы, всего 46 учащихся; школа № 16, с семилетним обучением, имени Сазиева, располагалась по адресу Арбат, Плотников переулок, дом 19, заведующим был Терегулов; действовали общеобразовательные курсы имени Сазиева, располагались по адресу улица Ульяновская, 57, заведовал курсами Миникеев; начальная татаро-цыганская школа в районе «Динамо».

К 1939 году из всех этих школ действовали только две: неполная средняя под № 292 (по адресу Садовая-Спасская, дом 6) и Кировского района средняя школа № 523 (находилась в здании Дома Асадуллаева). Школа № 292 успела выпустить до войны первую группу выпускников со средним девятилетним образованием, вторая являлась в Москве основной и представляла собой, к тому же, методический центр для других школ. Директором ее была Марзия Шакировна Файзуллина. Осуществляла школа № 523 деятельность до самой ВОВ, после здание Дома Асадуллаева было реквизировано властями. С последнего выпуска вся мужская часть ушла на фронт, многие выпускники погибли, защищая столицу. Встреча выпускников этой школы состоялась лишь в начале 1990-х годов.

Когда у татарской общины не было национально-культурного центра, чтобы компенсировать хоть частично недостаток национального общения, татары собирались на еженедельные собрания («джиены») и ежегодные сабантуи в московском Измайловском парке. Естественно, это не решало проблемы сохранения языка и национальной культуры. В конце 1970-х начале 1980 годов в Москве произошел «всплеск» татарского национального движения. В эти годы, не добившись официального разрешения, активисты движений стали открывать неофициальные секции в клубе «Маяк», в которых шло изучение татарской культуры. Также открывались неофициальные татарские центры. В 1980-е года из было два: в клубе Энвера Байрамова и за кинотеатром «Звездный» на Юго-западе Москвы. В этих центрах Гульсум Галимова и Мухаммед Миначев вели курс старотатарской графики и преподавали современный татарский язык.

В Москве в одном из детских садов в конце 1980-х годов была открыта татарская группа, но через некоторое время детский сад был закрыт на ремонт, и после работу не возобновлял. В 1988-1989 годах снова были предприняты попытки открыть в 5-6 московских школах и детсадах факультативы татарского языка, но проекты не были реализованы.

После были открыты в районе станции метро «Пролетарская» вечерние татарские классы, в дальнейшем послужившие основой для создания в Люблине средней школы № 1186 с татарским этнокультурным компонентом обучения (на данный момент единственная в своем роде).

В Китай-городе в интернациональной школе № 1650 с 1994 года пару лет преподавался татарский язык в качестве факультативного занятия. К концу 1990-х годов практически все факультативы татарского языка были убраны из учебных программ.

В наши дни татарский язык преподается в школе № 959 (СВАО), в средней школе № 1186 имени Мусы Джалиля (ЮВАО), в школе № 945 на факультативных группах изучения татарского языка в (ЮАО), в Поликультурном центре в татарской группе (САО), в школе № 1167 в группе факультативного обучения татарскому языку и литературе (ВАО), в группах по изучению татарского языка в Татарском культурном центре (Дом Асадуллаева). А также в ряде детских садов, включающих татарский этнокультурный компонент: в ЗАО, Солнцево, детский сад № 318 – ВАО, детский сад № 2497 – ЮВАО, детский сад № 2476 в районе Очаково.

Начальное религиозное обучение в наше время можно получить в следующих медресе:
при Исторической мечети, при Соборной мечети, при мечети «Ярдям», при Мемориальной мечети и на частных курсах в разных районах Москвы (например, в фонде «Ихляс», в клубе «Культура Востока»» и многих других).[1]

Примечания:
  1. Ислам в Москве: энциклопедический словарь / Коллект. автор. Сост. и отв. редактор – Д. З. Хайретдинов. – Н. Новгород: Издательский дом «Медина», 2008.