Татарские национальные организации Москвы

Татарские национальные организации Москвы – в культуре большинства мусульманских народов религиозная составляющая тесно переплетена с этническими традициями, и разделить их практически не предоставляется возможным. При этом национальные вопросы слабо привязаны к религиозным, с этим соглашаются и представители татарской интеллигенции, поэтому в 1990-е годы большая часть татарских национальных организаций, видя в нации ассимиляционные процессы, стали стремиться к возрождению своей национальной культуры. Для того чтобы достичь заданной цели они решили создавать национальные детские учреждения, школы, типографии, институты, библиотеки, театры и так далее. Но из-за косвенного сопротивления властей столицы и из-за внутренней борьбы между этими организациями, ни она из целей не была достигнута. Дом Асадуллаева стал камнем преткновения для большинства московских татарских национальных движений. В начале 20 века Дом Асадуллаева был в Замоскворечье центром татарской культуры, в 1941 году здание было реквизировано советскими властями и до 2002 года принадлежало российскому МИДу.

Московские имамы, которые имели связи на уровне правительства и мэрии столицы, не желали принимать участие в борьбе, посвященной возвращению Дома Асадуллаева татарской общине. Одной из причин этого нежелания помочь, было размытость понятия «татарская община».

В первой половине 1990-х годов существовал целый ряд татарских организаций (Московский татарский общественный центр, комитет «Мижгар», общество «Туган тел», клуб «Тукай», Всероссийский татарский культурно-просветительский центр, клуб «Интеллектуал», партия «Ватан», клуб «Мирас» и другие). Практически все эти организации претендовали на первое место в татарской общине и на право обладать Домом Асадуллаева. Некоторые при этом имели вполне материальные задачи и узкие цели.

Во второй половине 1990-х годов в татарской общине Москвы произошли изменения.

Первое: Р. Баязитов (миллионер) в микрорайоне Отрадное решил реализовать план «Нового Иерусалима». В Отрадном, помимо культовых сооружений, он возвел культурный татарский центр, также при его финансовой поддержке были проведены большое количество национально-культурных мероприятий. В популярной газете того времени «Туган Як» (Нижегородская область) и московской газете на русском языке «Татарские новости» четко ощущалось влияние Р. Баязитова.

Второе: появились НКА (национально-культурные автономии), они были созданы в 5 префектурах. В 1996 году на должность президента региональной московской татарской НКА был назначен генерал Расим Акчурин (брат Рената Акчурина, знаменитого кардиолога (оперировал Б. Ельцина)). В 1950-х годах к вопросу восстановлении национальной школы в столице татарскими активистами также был привлечен генерал-полковник — Я. Чанышев, но в то время они не смогли достичь желаемых результатов.

Третье: Ф. Юсупов (лидер татарского просветительского центра) принял участие в 1999 году в «дворцовом перевороте» в Исторической мечети Москвы, по результатам которого из мечети было изгнано прежнее руководство.

Эти изменения были показателем того, что в татарском движении место идеализма занял прагматизм (У. Шарипов).
Национально-культурные движения поставили перед собой вполне выполнимые задачи: обзавестись представительством в органах власти, иметь в бюджете города свою статью, иметь здание для осуществления деятельности.
Однако до сих пор единства среди татарских национальных организаций нет.

Татарские национальные организации и движения отличаются от подобных организаций других народов Москвы тем, что московская татарская община практически не зависит от процессов, которые происходят в ее «титульной» республике. Объясняется это тем, что по этническому составу община в основном состоит из татар-мишар, выходцев из областей Поволжья, для них исторически Татарстан не является родиной, также в московской общине много сибирских, касимовских, астраханских, уральских и других групп татар. К тому же у этой общины в Москве, в отличие от большинства других этнических общин, очень богатое историческое прошлое.

Другие же диаспоры в своем национальном развитии получают импульсы в основном из своих «титульных» регионов.[1]

Примечания:
  1. Ислам в Москве: энциклопедический словарь / Коллект. автор. Сост. и отв. редактор – Д. З. Хайретдинов. – Н. Новгород: Издательский дом «Медина», 2008.