Татарское кладбище за Калужскими воротами

Татарское кладбище за Калужскими воротами – было расположено недалеко от Крымского двора, возникло оно, по одной версии — после появления Крымского посольства, по другой – еще в ордынские времена. В документах 1638-1639 годов сообщается о «разорении» татарского кладбища (оно было распахано ямщиками из Коломенской слободы, которые к тому же разорили некоторые могилы, разобрали кирпичи, сломали могильные камни). В этих же документах сказано, что земля кладбища принадлежала мусульманам «из стари». Челобитчики указали размеры кладбища – оно было 140х140 сажень (140 саженей равно приблизительно 300 метрам). После разорения кладбища Посольским приказом было проведено разбирательство, по результатам которого было вынесено решение оставить кладбище за мусульманами, на том же месте, только при этом была значительно урезана его площадь (выделенный участок был 100х100 саженей). Приблизительно в 1676 году около татарского кладбища мусульманами были захоронены останки С.Разина.

На чертежах земель от 1683 года (от Калужских и Серпуховских ворот до села Воробьева) было схематично изображено Татарское кладбище. Оно выделялось особенностями мусульманского некрополя, из которых были отмечены небольшие усыпальницы (тюрбе), которые располагались среди типовых стел.

В 1719 году Федор Наумов хотел присвоить себе кладбище, но татарские переводчики и толмачи обратились с прошением к Петру I, в результате кладбище осталось за ними.

В 1771 году после эпидемии чумы было открыто Даниловское мусульманское кладбище. После этого захоронения на татарском кладбище прекратились.

В 1785 году (ноябрь) родной брат графа Алексея Григорьевича Орлова-Чесменского (одного из командующих российским военно-морским флотом в ходе войны с Османской империей в 1768–1774 г) — Иван Орлов обратился к властям города, чтобы те ему отдали «впусте лежащую землю, называемую татарским кладбищем». Но жители Татарской слободы не давали на это своего согласия в течение нескольких лет.

В 1787 году 1 марта П. Д. Еропкин (главнокомандующий Москвы) выступил в Сенате с тем, что Татарское кладбище должно остаться за татарами, он заявил, что «данную им от присудственного места выпись уничтожить мне невозможно». Екатерина II выпустила указ, в котором говорилось, что Сенат не может выносить решения по этому вопросу, что дело это «следует к разбору в установленных по сим высочайшего учреждения присудственных местах Московской губернии».

Тем не менее, в феврале 1790 года татары дали согласие на передачу кладбища и через полтора года Иван Орлов вступил во владение участком.

Согласно данным от П. В. Сытина граф Орлов-Чесменский добился передачи ему территории, на которой располагалось старое кладбище. До сих пор остается загадкой почему граф не купил, а «добился» этой территории, тем более что по словам И.Г. Орлова Татарское кладбище было заброшенным участком. По вопросу, каким образом ему была передано во владение эта земля, можно отметить, что он часто бывал в Петербурге, так как был фаворитом императрицы Екатерины II.

По словам И. В. Зайцева просто так землю у татар отнять не могли, и для передачи территории Татарского кладбища потребовалось их согласие на продажу или же добровольный отказ от прав владения.

Иван Орлов скончался в ноябре 1971 года (через пару месяцев после получения земель татарского кладбища). Земля перешла по наследству к его брату Алексею Орлову. Орлов-Чесменский не отличался уважительным отношением к мусульманам (его называли «победителем и истребителем турецкого флота», отличился в 1770 году в морском сражении 25-26 июня, тогда в бухте под Чесмой был полностью сожжен османский флот), тем не менее, при его жизни на территории бывшего татарского кладбища ничего не строилось. В 1799 году он продал земли Д. Н. у (шурин Орлова-Чесменского). Лопухин

Построил на этой земле большой дом. После смерти Лопухина в 1803 году Орлов-Чесменский выкупил эти земли вместе с дворцом. В 1807 году Орлов-Чесменский скончался. Владеть землей стала графиня А. А. Орлова-Чесменская (дочь Орлова-Чесменского). Практически сразу она продала землю А. П. Полторацкой. В 1832 году от Полторацких владение перешло к Московскому купеческому обществу. В 1835 году там было основано мужское мещанское училище.

Точное расположение татарского кладбища указано в Переписной книге 1738–1742 годов: с правой стороны оно прилегало к владениям Д. Ф. Потемкина, которому принадлежала первая земля от Земляного вала (теперь Садовое кольцо), на 235 метров пролегала вдоль Большой Калужской улицы (Ленинский проспект). Согласно описаниям Татарского кладбища от 1744 года оно было размером – в ширину 95 саженей (202,3 метра) и в длину — 100 саженей (213 метров). Эти размеры практически соответствуют размерам, определенным еще в 1639 году. В конце 1785 года при ликвидации кладбище оно уже было меньше, размер составлял 196 на 142 метра.

Таким образом, кладбище располагалось там, где были Мещанское училище и богадельня Купеческого общества (XIX век), сейчас на этой территории располагается Горный университет (адрес – Ленинский проспект, 6), при этом один из углов кладбища располагается на территории парка культуры и отдыха имени Горького. В последнее время в публикациях, посвященных московским мусульманам, указывается, что Татарское кладбище находится именно на территории парка культуры имени Горького, при этом уточняется месторасположение — «на пригорке у главного входа». Это объясняется тем, что после революции 1917 года, далее начиная с 1930-х годов до ВОВ, а затем в 1948–1952 годах татары Москвы собирались на сабантуи именно на территории нынешнего парка культуры имени Горького, при этом собирались они ближе к Нескучному саду. Еще после ВОВ многие из татар знали, что на этих землях ранее было татарское кладбище.

К тому же согласно обычаям татар сабантуй проводился обычно на ровной местности рядом с кладбищем (но не на самом кладбище, ибо это однозначно святотатство и кощунство). Таким образом, можно сделать вывод, что организаторы национальных татарских мероприятий в предреволюционное и советское время старались сохранить в народном самосознании память о древнем мусульманском кладбище.

О времени существования Татарского кладбища можно судить лишь приблизительно. Скорее всего, оно возникло в начале XVI века, когда в Москве появился Крымский двор (этого же мнения придерживается историк О. Иванов, он опирается на косвенные указания на это в некоторых документах РГАДА). Возможно, оно действовало 150-200 лет, до конца XVIII века (это если рассматривать его как единственное мусульманское кладбище тех времен).[1]

Примечания:
  1. Ислам в Москве: энциклопедический словарь / Коллект. автор. Сост. и отв. редактор – Д. З. Хайретдинов. – Н. Новгород: Издательский дом «Медина», 2008.