Тафсир

Тафси́р (تَفْسِيرٌ‎‎ араб. объяснение) — комментарии, толкование Корана, для более полного и однозначного понимания и интерпретации его текста.

Классификация

Рассматриваются грамматическая, лексикографическая, историческая, теологическая, психологическая, законоведческая и другие аспекты Священной Книги. Большинство комментаторов признают существование ясных, понятных разделов Корана, известных как захир, и частей, которые неясны или скрыты для человеческого понимания, именуемых батин.

Существуют суннитские и шиитские толкования Корана. Шиитские комментарии, тавил, по размерам и методам исследования напоминают суннитский тафсир, однако имеют тенденцию фиксироваться на тех стихах, которые поддерживают шиитскую идеологию.
В наши дни некоторые комментаторы доказывают, что Коран содержит основы современных наук, тем самым пытаясь привести науку и религию в состояние гармонии.

Сочинения, связанные с наукой о понимании и толковании Корана, играли важнейшую роль в становлении мусульманской религии.

История развития

С течением времени и распространением ислама в каждой новой социально-культурной среде важность правильного толкования Корана возрастала. Первоначально Коран истолковывался устно. Отдельные аяты и суры часто комментировались имамом в мечети после пятничной проповедихутбы. Особый жанр, связанный с толкованием Корана, начал зарождаться в ходе формирования сунны. Он долго не выделялся в самостоятельную дисциплину и развивался в рамках работ, посвященных жизнеописанию пророка Мухаммеда.
Со временем среди такого рода произведений стали появляться и специальные комментарии, посвященные толкованию Корана. Они унаследовали уже выработанную процедуру исследования и уже имеющийся тезаурус. Такие комментарии получили название тафсиры.

С момента своего возникновения тафсир стал служить идеологическим оружием в политической борьбе между различными течениями в исламе. Эта борьба привела к расколу исламской общины на сторонников буквального понимания коранического текста и тех, кто искал в Коране «скрытый» смысл. В контексте этой полемики разгорелись споры о методах комментирования Корана, о границах допустимого при поисках «скрытого» смысла. Полемика отразила и борьбу мутазилитов с их противниками. Наиболее значительным мутазилитским тафсиром считается сочинение аз-Замахшари (1074-1143 гг.).
Широко известный в исламском мире тафсир ар-Рази имеет как антимутазилитскую, так и антизахиритскую направленность. Заслугой ар-Рази является то, что он создал свой тафсир с учетом естественно-научных достижений современной ему эпохи. Наиболее известными и авторитетными тафсирами, помимо уже названных, считаются сочинения ас-Саалиби (умер в 1035 г.), ал-Байдави (умер в 1316 г.) и совместный труд ал-Махалли (умер в 1459 г.) и ас-Суюти (умер в 1505 г.), получивший широкую популярность в исламском мире под названием «Тафсир аль-Джалалейн».
Поскольку перевод Корана долгое время не допускался, то тафсиры, сопровождавшие его текст подробным комментарием на разных языках, сыграли важную роль в ознакомлении с Кораном новообращенных мусульман, не владеющих арабским языком.