Тугра

Тугра — каллиграфический знак арабско-тюркской письменности; также тугра – аналог герба, в 17 – начале 18 веков среди египетских султанов-мамлюков, турецких падишахов, российских самодержцев, крымских ханов — высший геральдический знак.

Тугра являлась символом власти и суверенна у восточных владык. В странах Востока тугра изображалась на указах, монетах, жалованных грамотах подданным и на дипломатических посланиях другим государям.

В истории России тугра впервые встречается на посланиях российских владык к восточным владетелям и монархам. Пятизнаменным золотым знаком государи Москвы украшали послания к следующим властителям Восточных стран: персидским шахам, калмыцким тайшам, падишахам Великих Моголов в Индии, бухарским, крымским, хивинским ханам, монгольским алтын-ханам, а также азербайджанским и северокавказским князьям и ханам.

Применяли тугру из российских правителей: Алексей Михайлович, Михаил Федорович, Петр Алексеевич, Иван Алексеевич, Федор Алексеевич. Также известно, что тугра была изображена на подорожной грамоте Николая I.

На московских грамотах тугра занимала, как и на грамотах ханов и падишахов – ключевое место. Она располагалась в середине листа, над первой строкой текста послания. Представляла собой изящное, крупное, сияющее золотом, изображение. Она воспринималась как доминанта художественного пространства царских грамот. При этом оформление, расположение элементов текста, стиль письма в посланиях восточных правителей имели особое символическое значение, тугра, к примеру, соединяла «землю» и «небо», «человечество» и «Бога». В грамотах российских правителей основная функция тугры – утилитарная, она рассматривается как свидетельство монарха, который отправил послание.

Также российская тугра должна была производить на адресатов самое выгодное впечатление. Российская тугра имела несколько измененный рисунок по сравнению с крымскими и османскими образцами, но при этом не утратила изящества, а приобрела более степенный и статичный облик.

В крымских, мамлюкских и османских знаках-гербах каллиграфически прописывалось имя монарха. Российская же тугра была восточной криптограммой – древней арабской богословской формулой «милостью Владыки миров» («Би-инайати Рабби-ль-аламин»). Используя такую тугру, правители России смогли избежать персонификации тугры, по европейским представлениям о геральдике, не допускались изменения в гербе даже при смене государя или же при смене главы дворянского рода.

Тугра России не имеет аналогов в истории русской геральдики. Как знак царских посланий, она включена в «Титулярник» царя Алексея Михайловича. Изображенный на печати российский царей двуглавый орел являлся символом величия Российской державы, а тугра указывала на близость Российской державы к Восточному миру. Тугра – «феномен русской культуры», по словам С. Ф. Фаизова тугра возникла как проявление «заботы об имидже России как о государстве, имеющем особые отношения с исламским миром».[1]

Примечания:
  1. Ислам в Москве: энциклопедический словарь / Коллект. автор. Сост. и отв. редактор – Д. З. Хайретдинов. – Н. Новгород: Издательский дом «Медина», 2008.