Турецкая община в Москве

Турецкая община в Москве и Подмосковье – в Москву с 16 века начали приезжать посланники Османского халифата. Согласно исследованиям С.А. Белокурова тогда у турок в Москве не было постоянных резиденций, размещались турки в Китай-городе, в 1704 году — на подворье Крутицкого монастыря, в Кремле. Основная часть осевших в Москве турок – пленники. В 1665 году в документах среди зависимых людей упоминались «турченин Машай и турченин Ахмет». В 1720 году в документах был упомянут «иноземец турской породы» из бывшей крепости Казы-Кермена в низовьях Днепра.

В состав московской мусульманской общины проникали турки (купцы, либо пленники), но при этом они со временем полностью растворялись в ней. К тому же согласно архивным данным турецкие пленные довольно быстро переходили в православие.
В 1811 году в Москве проживало всего 35 турок.

Во второй половине 19 века было отмечено увеличения количества турецких подданных в Москве, которые проживали в столице постоянно или же прибывали по делам торговли. Большую часть из них составляли немусульманские народы (этнические армяне, греки, ассирийцы и другие), но турки также присутствовали. Например: в 1873 году Шариф Осман (купец 1-й гильдии).

Россию и Турцию связывают давние исторические связи (не всегда мирного характера), но, не смотря на это, турецкая община в Москве сформировалась только в последние году существования СССР. Во время существования СССР турки в Москве в основном были представлены коммунистами- политическими эмигрантами. Жил долгое время в Москве и был там похоронен — Назым Хикмет (известный турецкий поэт-коммунист).

В современной России в объеме экспорта-импорта занимает лидирующие позиции Турецкая Республика, опережая при этом большинство государств дальнего зарубежья. Большая часть данных торговых операций проходит в среднем и мелком бизнесе.

У турецких компаний в России находятся свои представители, большинство из которых расположено в Москве. Турецким бизнесом также проводится экспорт в Россию различных услуг (ресторанный бизнес, строительство, производства различного вида). Выступают турки и как инвесторы. Инвестируют они развитие собственных производств на территории России.

Большую долю в мелком бизнесе занимают турецкие пекарни. На строительном рынке осуществляет деятельность «Рамэнка» (промышленный гигант), также эта организация владеет торговой сетью супермаркетов «Рамстор». На всех турецких предприятиях работают как турки, так и россияне. Многие из турецких фирм берут на работу местных тюркоязычных мусульман (татар, азербайджанцев, туркмен, узбеков).

Турецкой московской общиной выпускается «Компас» (Pusula) — журнал турецкого бизнеса в России (на 2-х языках). Журнал глянцевый, очень высокого качества, содержит статьи культурологического и рекламного характера. Журнал прошел регистрацию в Министерстве по делам печати России. Издается в Москве, выпускается ежеквартально, на протяжении многих лет. Также турки участвуют в издании русско-турецких журналов «Новые берега» и «Да».

Численность

В 1989 году согласно данным переписи в Москве проживало турок менее 1000 человек. Согласно данным переписи 2002 года в Москве проживало 2 358 турок, в Московской области – 341 турок и 3 месхетинца. По данным самих представителей турецкой общины – постоянно проживает в Москве около 30-40 тысяч турок. В 1998 году в российском экономическом журнале «Деловые люди» были приведены данные, согласно которым численность турецкой общины в столице составляла 15-20 тысяч человек.

Очень многие из представителей турецкой общины обладают российским гражданством. Среди представителей данной общины часто встречаются смешанные браки, в основном с россиянками (большая часть из которых принимает ислам). Встречаются браки не только с этническими русскими, но и с представителями мусульманских народов России.

Большинство турок Москвы и Московской области работают в турецком бизнесе. В наше время наблюдается тенденция по которой турецкие строительные фирмы на рабочие должности стали привлекать персонал либо местный, либо из стран ближнего зарубежья, но инженерный и административный персонал по-прежнему формируется в основном из турок. Также турки в основном занимают технические должности в хлебопекарном и ресторанном бизнесе.

В данной общине особое место занимают черкесы — потомки кавказских мухаджиров времен Кавказской войны 19 века, многие из которых проживают в Турции. Им присуща двойная идентичность – с одной стороны они принимают активное участие в жизни турецкой общины, с другой стороны – осознают и явно подчеркивают свое российское происхождение. Такая же ситуация происходит среди турецких татар и туркестанцев. Эти группы быстро интегрируются в московское мусульманское сообщество.

Религия

Степень религиозности среди турок Москвы и области различна. Особо заметны турки в Мемориальной и Соборной мечетях Москвы. Большая часть из них – сунниты. Самый распространенный мазхаб – ханафитский, также встречается шафиитский мазхаб. Внемазхабные течения среди турок последователей не имеют. Что касается религиозных направлений – это в основном суфийские тарикаты (мевлевийа и накшбандийа), и сулейманджилер и нурджилер (произошли из суфизма, зародились в Турции).

Турки составляют большую часть рабочего коллектива накшбандийского журнала «Золотой родник» (Altinoluk), который издается в Москве. Выпускается журнал издательством «Сад», коллектив состоит из россиян и турок. В издательстве «Новый свет» такой же смешанный состав, им выпускается помимо книжной продукции и журнал «Новые грани» (научно-популярный).

В Москве, в резиденции ЦДУМ, представителями турецкой общины регулярно проводятся занятия по арабскому языку и основам ислама.[1]

Примечания:
  1. Ислам в Москве: энциклопедический словарь / Коллект. автор. Сост. и отв. редактор – Д. З. Хайретдинов. – Н. Новгород: Издательский дом «Медина», 2008.