Узбекская община в Москве

Узбекская община в Москве и Подмосковье – в Москве выходцы из государств расположенных на территории нынешнего Узбекистана появились в средневековье. В 1440-1505 годах при Иване III, Москву впервые посетили послы Чагатайского государства.

Бухарцы в 16 веке приезжали в Москву для торговли самостоятельно и в составе делегаций из Ногайской Орды. Первое посольство в Москву из Бухарского ханства с просьбой разрешить торговлю с Россией прибыло в 1557 году. В период с 1583-1600 года в Москве для упрочения дипломатических отношений появилось еще 5 посольств.

По данным переписи 1638 года в Москве был отмечен Юрьежский царевич Авган (ургенчский, из Хорезма), его усадьба располагалась в Белом городе.

За Никитскими воротами на Гранатовом каменном дворе в 1679 году была стоянка «кизыльбашских купцов … и бухарян». Возможно, в Москве существовали и специализированные подворья для выходцев из Узбекистана.

До 17 века Бухарское подворье было расположено напротив устья Яузы в Замоскворечье, в местности под названием Заяицкое (квартал, образованный улицей Садовнической, Раушской набережной, вторым Раушским переулком и Устьинским мостом). Некоторые историки относят это название к «заяицким татарам», которые торговали в Москве товарами из Бухары. А, по мнению А. Шамаро именно в этой местности находилось посольство Бухарского ханства.

Бухарцы и кокандцы в 19 веке упоминаются среди видных купцов Москвы, некоторая их часть проживала в районе бывшей Татарской слободы совместно с татарами (например: купчихи Сарип Камали Аминова и Жужа Рахим Аминова, о которых в середине 19 века было написано «бухарские подданные, живут без всякого занятия, а находятся по родству у купца Курамши Исакова»). Выделялись среди них также: во второй половине 19 века Ибрагим-Джан Ахунджанов — кокандский подданный, в конце 19 века купец Абдул-Керим-Бай Сафаров — бухарский подданный. В 1823 году Назарбай Хошалов (московский купец из бухарцев) оказал помощь в строительстве первой в Москве каменной мечети (Историческая мечеть). Он либо получил участок от своего отца Алибая Хушалова в наследство, либо выкупил земельный участок под строительство мечети и передал затем его мусульманской общине как вакф. Долгое время бухарские купцы селились в домовладении, которое когда-то принадлежало А. Хушалову (Дом Измайловой). На тот момент в бухарской общине были свои муллы: Салих (Салех) Дусмаметов (упоминается в документах 1823-1827 годов (тяжба Н. Хошалова к Р. Измайловой, его мачехе)); в 1834 году упоминался мулла Миргулям Накшбанди (Нехушбяндиев, Някушбяндиев).

В 1916 году много узбеков и казахов были мобилизованы на тыловые работы и трудились на военных предприятиях Москвы, также после революции 1917 года они участвовали в общественно-политических событиях страны. В Москве в 1921 году на улице Спиридоновка (сейчас Дом приемов российского МИДа) был открыт Бухарский дом просвещения, который стал культурным центром бухарской общины и дипломатическим представительством БНСР (Бухарской Народной Советской Республики) в России.

В Бухарском доме просвещения в 1921 году (4 марта) между РСФСР и БНСР было подписано экономическое и союзное соглашение. Здесь же в 1922 году была достигнута договоренность, согласно которой РСФСР был передан Бухарской республике один миллиард рублей, а также оборудования для бумажной и текстильной фабрик, мыловаренного и кожевенного заводов и прядильно-ткацкой фабрики «Красный Восток». Также с деятельностью данного дома связаны выставка БНСР в Среднеазиатском павильоне в Москве в 1923 году и организация русско-бухарского гостоварищества «Госхлопок», а также там, в 1925 году проходили совещания по поводу русско-бухарского кинотоварищества и так далее. Это учреждение было значимо в масштабах всего СССР, это подтверждает следующий факт: именно воспитанниками узбекской театральной студии, находившейся при Бухарском доме просвещения в Душанбе был создан крупнейший и первый драматический театр Таджикистана (академический имени А. Лахути) (1929 год).

Невзирая на то, что Узбекистан долгое время находился в составе российского государства (во времена царской России и СССР), большая часть современной узбекской общины в Москве поселилась сравнительно недавно.

Численность

Согласно данным переписи 1989 года узбеков в Москве было 9 183, в Московской области — 4 321 человек. По данным всероссийской переписи 2002 года в Москве узбеков проживало 24 312, в московской области — 4 183. таким образом, в самой Москве зафиксирован рост узбекской общины (что вполне соответствует реальности), но уменьшение количества представителей этой нации в Подмосковье не предоставляется возможным, тем более, если учитывать, что количество узбекистанцев, которые стремятся получить гражданство России (и получающих) только растет.

Так как в Москве жилье приобрести гораздо дороже и сложнее чем в Подмосковье, то соответственно миграционный приток в область должен хотя бы соответствовать аналогичному показателю столицы. Правительством Росси выделяются квоты на получение вида на жительство в России гражданами Узбекистана. Выбираются эти годовые квоты ими, меньше чем за полгода, причем как для Москвы, так и для Московской области. Поэтому более верной является оценка количества проживающих в Подмосковье узбеков, приведенная А. Ю. Хусаиновым (председатель Общества содействия культурной адаптации узбекистанцев в России) – он утверждает, что после распада СССР в Москву и Подмосковье прибыло около 200 тысяч узбекистанцев, из которых узбеков было примерно половина. Так как в 1990 году обратной миграции в Узбекистан не отмечалось ни в одном из регионов РФ, то к учтенным переписью в Москве и Московской области 28,5 тысячам узбеков нужно добавить еще около 100 тысяч человек. Это без учета трудовых мигрантов, большинство из которых приезжает в столичный регион на летний сезон, но часть из них потом остается на постоянное проживание.

К тому же необходимо учитывать узбеков – выходцев из Кыргызстана и Таджикистана.

К. Юсупов (председатель Народной лиги «Таджики») заявил, что общее число таджикистанцев, которые постоянно проживают в столичном регионе, равно 180 тысячам, в весенне-осенний сезон – до 250 тысяч человек. Из этого количества узбеков около 20% (около 36 тысяч постоянно проживающих, около 50 тысяч в указанный сезон). Узбеки граждане Кыргызстана составляют 11,1% (около 5 тысяч человек) от числа всех трудовых мигрантов из этой страны. С 2000-х годов стал характерным привоз в Россию узбеками-трудовыми мигрантами своих жен и детей, в результате их миграция приобретает статус невозвратной.

Основной характер миграции из Узбекистана, а Россию – экономический, нередка бизнес-эмиграция, а также присутствует и политическая миграция. В Узбекистане очень жесткое регулирование рынка, поэтому узбекские бизнесмены стараются развить свой бизнес в Москве или Московской области. Работают они в различных областях, но самые распространенные — производство продуктов питания и общепит.

В узбекской общине присутствует значительное имущественное расслоение – среди членов присутствуют и представители крупного бизнеса, и самые низкооплачиваемые рабочие.

В Московской области гражданами Узбекистана представлено наибольшее количество сельхозрабочих. На строительных работах задействованы практически равное количество узбеков и таджиков, они составляют большую долю ото всех занятых, при этом количество узбеков там стабильно растет. Также, наряду с таджиками они составляют большинство среди низкоквалифицированных рабочих (чернорабочие, грузчик, дворники и так далее).

Помимо этого узбеки заняты в мелком бизнесе. Спецификой узбекского ведения бизнеса является его мононациональность, то есть если хозяин бизнеса узбек, то и на работу он берет только узбеков, при этом стараются нанимать людей из родного хозяину региона или же родственников.

Стоит отметить, что узбеки-дипломированные специалисты гораздо чаще находят себе в России работу по своей специальности, чем их коллеги из Таджикистана. Многие узбеки проходят обучение в вузах Москвы. На данный момент среди узбеков намного меньше людей, обладающих российским гражданством, чем среди таджиков, но их количество постепенно растет.

Религия

Степень религиозности мусульман в узбекской общине Москвы разная. Выходцы из ишанских родов имеют большой авторитет. Посещаю узбеки все московские мечети в равной степени.

Узбеки – сунниты ханафитского мазхаба. Среди них нет шиитов, маликитов, шафиитов. Внемазхабных тоже практически нет. Присутствуют среди них как сторонники так и противники суфизма. Сторонники придерживаются таких направлений, как: йасавийа и накшбандийа. Среди узбеков выше разнообразие религиозных мнений, чем среди таджиков. Но количество школ ограничено, а их программы опосредованного характера и обладают своеобразной среднеазиатской спецификой.[1]

Примечания:
  1. Ислам в Москве: энциклопедический словарь / Коллект. автор. Сост. и отв. редактор – Д. З. Хайретдинов. – Н. Новгород: Издательский дом «Медина», 2008.