Усман ибн Аффан

Усман ибн Аффан عُثْمَانُ بْنُ عَفَّانُ‎‎ — третий праведный халиф, живший в 7 в.

Ранние годы

Один из самых первых последователей и сподвижников (асхаб) пророка Мухаммеда; обратился в веру Пророка задолго до хиджры. Происходил из зажиточной семьи и сам был богатым купцом, из рода омейя (см. Омейяды). Муж Рукайи, дочери пророка Мухаммеда. После ее смерти взял в жены другую его дочь — Умм Кульсум, за что в мусульманской традиции получил уважительное прозвище Зу-н-Нурайн (Обладатель двух светочей).
Не принимал участия в битве при Бадре, и роль, которую он играл в общине при жизни Пророка, ряд критиков считают невеликой.

Правление

Усман стал преемником халифа Умара в 644 г. в обстановке, когда медино-мекканская община, образованная Мухаммедом в 630 г., фактически превратилась в империю, управлявшуюся на местах наместниками мединского халифа из числа ближайших сподвижников пророка.
Поскольку в принципе все они, отражавшие интересы тех или иных слоев мусульманского общества, в равной степени могли претендовать на то, чтобы стать преемниками Мухаммеда, объективно существовала почва для возникновения среди них междуусобной борьбы за власть. Престарелый Усман оказался той самой «нейтральной» фигурой, которая лучше всего подходила для ситуации, предшествующей решительным сражениям за власть, и одной из первых жертв этих сражений стал он сам.
В 656 г. Усман был убит в своем доме в Медине во время восстания, вспыхнувшего в городе. Мятежами и смутой были охвачены практически все главные провинции халифата. Халифат неуклонно втягивался в гражданскую войну между стремительно поляризовавшимися партиями, которые образовывались вокруг лидеров мусульманской общины, еще совсем недавно единой и сплоченной. С гибелью Усмана война эта разгорелась в полную силу. Это убийство стало началом жестокой борьбы за наследование халифата между Али ибн Абу Талибом и омейядом Муавией и первой гражданской войны в исламе.

Наследие

Согласно мусульманской традиции, главная заслуга Усмана заключается в том, что он повелел сформировать комиссию для составления сводного текста Корана и проведения его официальной проверки. Комиссией руководил Зейд ибн Сабит, секретарь Мухаммада, и он представил полный письменный текст Корана, который стал называться Кораном Усмана.
Именно при нем мусульмане упрочили свое положение в Закавказье и Тунисе, успешно завершили завоевание империи Сасанидов.