Фалсафа

Фалсафа (فَلْسَفَةٌ‎‎ араб. — философия) — философия мусульманского средневековья, ориентированная на античные модели. Отдавая должное Платону и другим древнегреческим мыслителям, представители фалсафа главным достижением философской мысли считали учение Аристотеля.
На раннем этапе развития фалсафа встретила сопротивление многих мусульманских мыслителей, считавших, что античная философия противоречит исламу. Но первые мусульманские философы (фаласифа) активно пропо-ведовали эти воззрения, используя для защиты своего мнения философский инструментарий — доказательные рассуждения, логику. Это противопоставляло философию теологии (каламу) и ее поборникам — мутакаллимам, также толкующим догмы ислама, основываясь на разуме, но подтверждение этому подходу изыскивающим в Коране, подвергая стихи Священной Книги символико-аллегорическому толкованию и, следовательно, не обращаясь к чужому знанию. Однако со временем и калам подвергся значительному влиянию философии.

Основное содержание фалсафа составляли идеи единства бытия, безграничности и вечности мира и подчинения его действию естественных законов. Нацеленная на «земную» жизнь человека, фалсафа была связана с развитием наук о природе, выработкой научных методов исследования.
Наиболее известными представителями фалсафа были такие ученые средневековья, как аль-Кинди (ум. ок. 252/866), аль-Фараби (ум. с к. 339/950), ар-Рази (ум. ок. 318/930), Ибн Сина, Ибн Баджа, Ибн Рушд, которые оказали значительное влияние на европейскую философскую мысль.

Наступление суннитского мира привело к упадку мусульманской эллинистической философии, признанной несовместимой с ортодоксальным исламом, а последователи исламских философов, во избежание гонений и нападок, старались не подрывать сомнениями основ мусульманского вероучения, что привело к отходу от античной мысли и оформлению новой мусульманской философии.