Хадис

Хади́с (حَدِيثٌ‎‎ араб. известие, сообщение, новость) — сообщение, подлинное свидетельство о высказываниях, решениях и деяниях Мухаммада и его спутников. Термин в его религиозном значении соответствует понятиям «предание» или «традиция».
Хадисы составляют второй, после Корана, источник шариата, на них основана Сунна, они служат источником ранней истории ислама и используются для толкования Корана (тафсир).

Классификация

Каждый хадис состоит из двух частей: иснада — перечисления авторитетных лиц, непрерывно передававших сообщение из поколения в поколение, и из передаваемого текста, называемого матн. Непрерывность передачи текста позволяла проследить его достоверность до первоисточника — свидетеля, бывшего современником Пророка или приближенного к Пророку. Критические исследования иснада и матна, выявляющие степень достоверности матна и надежность иснада, породили в суннитских кругах классификацию хадисов на сахих — достоверные, правильные хадисы, хасан — хорошие хадисы с менее авторитетным иснадом, даиф — слабые, ненадежные хадисы, саким — неправильные, «больные» хадисы, и др.

История

Первые собрания рассказов о Пророке и деяниях мусульман раннего ислама появились еще во времена Мухаммада. После смерти Пророка их количество постоянно возрастало, достигнув в конечном счете десятков тысяч. В первое столетие существования ислама хадисов как таковых не было, современники тех лет имели дело с коллективной памятью, сообщавшей о деяниях Мухаммада и свершениях первого поколения мусульман.
Результатом такого положения дел стало появление значительной традиции подозрительного характера, отражавшей семейные или клановые предания, которые преследовали личные интересы создателей. Чтобы покончить с подобной необъективностью и по причине важности сообщений для всех аспектов жизни исламского сообщества, особенно для развития исламского права (шариата), появилась наука, известная как илм ал-хадис (наука о предании), ставшая одной из главных ветвей исламской мысли. Основой этой науки стала оценка иснада, то есть цепи передатчиков хадисов, выявление ложных преданий и отсечение их от подлинных. Так появилась богатая биографическая литература, имеющая большую ценность и для исследователей хадисов, и для историков.

Сборники

У суннитов наиболее авторитетными считаются:
ал-Джами ас-Сахих («Подлинное собрание») аль-Бухари (194/810-256/870)
ал-Джами ас-Сахих Муслима ибн ал-Хаджаджа (203/819 — 261/875)
Китаб ac-Сунан Абу Абд Аллаха ибн Маджи (209/824-273/887)
Китаб ас-Сунан Абу Да’да ас-Сиджистани (202/817-276/889)
ал-Джами ал-Кабир Абу Исы Мухаммада ат-Тирмизи (209/824-ок. 275/888)
Китаб ас-Сунан ал-Кади Ахмада ан-Насаи (225/840-303/915).

У шиитов существуют свои сборники хадисов — ахбар, основанные на иснаде шиитских пересказчиков, возводящих иснад к Али ибнАбу Талибу и его окружению. Шииты не все хадисы считают достоверными, и в большей степени придерживаются хабаров (или ахбаров) — рассказов о пророке Мухаммеде, переданных со слов шиитских имамов.