Халиф

Хали́ф (خَلِيفَةٌ‎‎ араб. преемник, заместитель) — глава мусульманской общины, замещающий Пророка в деле соблюдения и проведения в жизнь всех законов, которые изложены в Коране и Сунне. Халифы создали халифат — мусульманское государство.

История

Должность халифа считалась выборной, но определенной процедуры избрания халифа не существовало. Восприемником Мухаммада мог стать только тот, кто был с Посланником в Мекке и в Медине, кто сведущ в хадисах и ведет жизнь праведную и во всем подобную жизни Пророка. Распоряжения такого человека должны быть достаточно авторитетными для беспрекословного подчинения.
Согласно шиитской традиции, перед смертью Пророк определенно указал, что его преемником станет двоюродный брат и зять Али ибн Абу Талиб. Согласно традиции суннитов, Пророк не назначил заместителя, но, будучи уже тяжело больным, попросил предстоять на молитве Абу Бакра. Используя этот факт как прецедент, община выбрала религиозным лидером и политическим преемником Мухаммада шестидесятилетнего Абу Бакра ас-Сиддика, отца Аиши, жены Мухаммада.
Халиф обладал прежде всего духовной властью и выполнял роль высшего военачальника, но уже при первых четырех праведных халифах круг обязанностей главы мусульманской общины значительно расширился. Абу Бакр еще сохранял свои обязанности духовного лидера и главы армии, защищавшей и распространявшей ислам. После Абу Бакра Халифат возглавил Умар, назначенный Абу Бакром. Умар расширил границы исламских завоеваний, провел ряд административных реформ и принял дополнительно к титулу халифа титул Амир ал-муминин (Повелитель правоверных). Усман расширил религиозные функции халифа, обратившись к установлению единого канонического текста Корана.

При Омейядах власть халифа стала наследственной: Муавиа передал свои полномочия сыну Йазиду. Но характер власти не изменился — по-прежнему халиф должен был заботиться о соблюдении принципов Корана и Сунны, соблюдать установления Мухаммада и повелевать правоверными. Лишь при последних Омейядах разрушаются основы власти халифа, которые состояли в выражении воли общины.
Аббасиды, уничтожившие династию Омейядов, происходили из рода хашим и состояли в родстве с Мухаммедом в той же мере, как и Алиды. потомки Али. Аббас был дядей Пророка. Вторая династия халифов осознавала себя мусульманскими лидерами огромной империи — централизованного государства, включавшего и христиан, и иудеев, и зороастрийцев. И здесь халифы до определенного времени выполняли и духовные, и светские функции. Аббасиды переняли атрибуты ближневосточного царства Сасанидов. Халиф стал далеким от своих подданных, стоящим во главе гигантской бюрократии. Со временем Аббасиды начинают утрачивать политическую власть над непомерно разросшейся империей. На периферии арабского мира, к примеру в Испании, местные правители, именовавшиеся королями, начинают называть себя халифами; единство Халифата постепенно разрушается. Пришедшие к власти Фатимиды и Бунды, представители шиизма, сохраняют за халифами лишь духовное влияние, полностью лишая их политической власти. Бунды впервые вводят официальный титул султан, обязывая его обладателя заниматься делами земными, оставляя халифам право решать только дела веры. Последних Аббасидов уничтожили монголы, захватившие Багдад в 656/1258 г. Однако последующие правители, такие, как султан Бейбарс или османский султан Селим, использовали оставшихся в живых халифов из династии Аббасидов для подтверждения законности своей власти, предоставляя им возможность выполнять функции духовных лидеров.

С 14 века халифами стали именовать себя турецкие султаны вплоть до 1924 года — времени крушения Османской империи. Таким образом, с 20-х годов 20 века институт халифства перестал существовать, но отдельные исламские течения современности (в том числе Братья-мусульмане) ставят своей целью объединение мусульман всего мира и возрождение халифата.