Хариджиты

Хариджиты, Хава́ридж (خَوَارِجُ‎‎ араб. отступившие, возмутившиеся, раскольники) — одна из самых первых религиозно-политических группировок, образовавшихся в раннем исламе в процессе политического противостояния между сторонниками Али и Муавии.
Сначала хариджитами называли только противников Али, впоследствии так стали именовать всех мусульман, выступающих против законных правителей халифата.

История

После того, как Али в битве при Сиффине (657 г.) согласился на третейский суд, соратники обвинили Али в том, что он не следует воле Аллаха, а подчиняется человеческому суду, и стали покидать его войско. Али лишился власти и возможности немедленного продолжения войны с Муавией, потому что более десяти тысяч воинов покинули его лагерь под Куфой и расположились в селении Харура, за что их изначально называли харуритами.
После отделения от войска Али их группа постоянно пополнялась за счет мусульман и новообращенных, полагавших притязания на власть и Али, и Усмана, в защиту которого выступил Муавиа, необоснованными.
В результате раскола среди хариджитов образовались многочисленные группировки. Среди них: ибадиты, азракиты, суфриты. Уже в 658 г. Али нанес серьезное поражение хариджитам в битве при ан-Нахраване, но их восстания продолжались в районах Куфы и Басры, затем в Ираке и на юго-западе Ирана, в Марокко и Северном Тунисе. В выступлениях против Омейядов, а затем и против Аббасидов хариджиты потерпели полную неудачу и были практически уничтожены (кроме ибадитов, отказавшихся от вооруженной борьбы и существующих в настоящее время в Омане, Северной Африке и других арабских странах).

Убеждения

С самого начала среди хариджитов не было единства. Среди них встречались группы, отличавшиеся крайним радикализмом. Поборники чистоты ислама, они строго исполняли религиозные предписания, подчеркивая, что истинная вера определяется действием. Они объявляли кафиром каждого (даже мусульманина), чья вера отличалась от их веры, причисляя их к грешникам, с которыми необходимо вести войну на уничтожение.
Нетерпимость, жестокость, убийство вероотступников (включая «незаконных», с их точки зрения, халифов) было религиозным принципом таких радикальных группировок.
Несмотря на все это, хариджиты внесли значительный вклад в разработку вопросов, связанных с руководством общиной, с теорией халифата, с определением веры и связанных с ней действий. Хариджиты выработали собственную теорию верховной власти в мусульманской общине, противопоставив ее как суннитской концепции халифата, так и шиитской доктрине имамата. В соответствии с этой теорией, хариджиты отвергали династический способ передачи власти и настаивали на выборности главы религиозной общины вне зависимости от его происхождения. Избранником может стать и раб, и свободный человек при условии, что он следует Корану и Сунне, справедлив и готов сражаться за свои убеждения.