Василия Блаженного храм

Василия Блаженного храм (собор «Покрова Богородицы») – был построен в 1555-1562 годах при митрополите Макарии, в память покорения Казани. Располагается на Красной площади. Назван официально в честь праздника Покрова Богоматери, — в этот день 1 октября 1552 года была взята Казань.

Храм Василия Блаженного – уникален по структуре и является памятником архитектуры.
Часть историков считает, что этот собор был возведен по образцу разрушенной главной мечети Казани. Косвенным подтверждением чего могут быть летописи о храме, в которых написано «поставлен был храм… многими переводами» по пояснению И.Е. Забелина слово «перевод» означало копию с какого-либо образца. К тому же данный храм выполнен в структуре абсолютно непривычной для русского зодчества того времени.

М. Худяков называет собор Покрова Богородицы «венцом татарского влияния в русской архитектуре», он утверждает, что этот храм напоминает мечеть Кул-Шерифа, разрушенную после взятия Казани. Он проводит аналогии на основании того, что у разрушенной мечети было 8 минаретов; на том, что у собора Покрова Богородицы нет главного фасада (что было характерно для татарского зодчества); отметил восточный характер куполов и цветовую символику шатров.

Архитектор Постник Яковлев был строителем храма, так же он руководил строительством каменной крепости в Казани после ее покорения. Яковлев мог самолично ознакомиться с казанской архитектурой. При этом историками отмечается: «в дело сооружения храма, кроме зодчих, входил кто-то еще, и притом настолько, что руководящая идея принадлежала ему».

М. Худяков считает, что строительство собора в мусульманском стиле носит глубокий смысл. Это своеобразная память о завоевании Казани, казанского ханства. По его словам копированием главной мечети Казани русское правительство показало полное подчинение татарского государства. А правительство митрополита показывало этим подчинение мусульманской страны христианам и словно заставляло мусульманское искусство служить религии христиан. По мнению М. Худякова в этом выражалось еще и художественная и политическая идея слияния России и татарского Востока.

Место возведения собора тоже не случайно – в 14-15 веках там проходили пути, по которым проезжали представители ханов Золотой Орды (из Замоскворечья в Ханский двор Кремля). А во второй половине 15 века с этого места ханские послы поворачивали в Китай-город в Татарское подворье.

По предположения некоторых историков в первой половине 16 века в 200 метрах от будущего собора Василия Блаженного находился казанский посольский двор.[1]

Примечания:
  1. Ислам в Москве: энциклопедический словарь / Коллект. автор. Сост. и отв. редактор – Д. З. Хайретдинов. – Н. Новгород: Издательский дом «Медина», 2008.