Сура 11. ХУД

«ХУД» — одиннадцатая сура Корана.
Эта сура целиком была ниспослана после суры 10, а та в свою очередь — после суры 17 «аль-Исраа». Это Откровение пришло в чрезвычайно трудное, критическое для пророка и его миссии время, потому что незадолго до этого умерли его дядя и его жена, к которым язычники относились с уважением. Теперь же они обнаглели, особенно после ночного путешествия пророка, из-за которого идолопоклонники смеялись над ним. Объявленная ими война пророку и его сторонникам стала такой жестокой, что почти никто больше не решался примкнуть к исламу. Поэтому год смерти своего дяди и жены пророк назвал «годом скорби». Все три суры (10, 11 и 17), которые были ниспосланы в это время, говорят о том, как далеко зашли курайшиты в своих провокациях и посягательствах. Темы и атмосфера этих сур возрождают то время, особенно утешение и поддержку, посылаемые пророку и тем, кто вместе с ним следовал истине. Поэтому в этой суре открыта история всех исповеданий веры, начиная с Нуха и кончая Мухаммадом. Здесь ясно говорится, что все они возникли на единой основе — поклонения единому Аллаху, без «младших богов», и поклонения только Ему.
Хронологически эта сура тесно связана с предыдущей и четырьмя последующими. Ср. также введение к суре 10.
Тематически эта сура дополняет предыдущую. Там внимание сосредоточено в основном на милости Аллаха по отношению к человеку, а здесь упор сделан на справедливость и наказание, когда всякая милость отнимается.

Краткое содержание

Откровение милости Аллаха, Его милосердие по отношению к человеку и Его терпение противопоставляются человеческой неблагодарности, эгоизму и неискренности (аяты 1-24).
Самоотверженность и смирение Нуха, с которыми он передавал своему народу Послание Аллаха, нечестивые встретили с презрением, а само Послание было осмеяно и отвергнуто. Он же по повелению Аллаха построил ковчег и был спасен, и Аллах даровал ему благодать и мир, а враги его погибли (аяты 25-49).
Пророк Худ говорил своему народу проповеди против ложных идолов, а пророк Салих обличал перед самудитами нечестие по отношению к богатым дарам Аллаха. Оба эти народа отвергли знамения Аллаха, и враги Аллаха были уничтожены (аяты 50-68).
Луг предостерегал свой народ, Ибрахим молился за него, но люди все глубже погружались в трясину греха и были в конце концов наказаны. Пророк Шу’айб предостерегал свой народ (мадйанитов) от нечестности и несправедливости, но они с презрением отнеслись к своему пророку и были истреблены (аяты 69-75).
Высокомерные вожди вроде Фирауна вводят людей в заблуждение, так что они сами себя ввергают в погибель. Однако, Аллах справедлив. Наказание за такое бесчестие будет непреложным и долгим, поэтому избегай его всячески и служи Аллаху всем сердцем (аяты 96-123) [1].

Примечания:
  1. Йусуф Али «The Holy Qur’an» (Священный Коран: Текст, перевод и комментарии), 1938 г.