Шариат

Шариат (شَرِيعَةٌ‎‎ араб. путь к источнику; сам источник) — комплекс юридических норм, принципов и правил поведения, соблюдение которых означает ведение праведной, угодной Аллаху жизни, приводящей мусульманина в рай.
Божественный закон, который Аллах открыл людям в Коране и Сунне. Реально воплощен в фикхе, науке о шариате, способной дать верующим ответ на любой вопрос, возникающий в жизни. Шариат регулирует внешние формы отношения людей к Аллаху (правила культа — ибадат), людей друг к другу и определяет наказания за их нарушение.

Шариат как образ жизни

Шариат воспринимается как исламский образ жизни в целом, как всеобъемлющий комплекс правил поведения, состоящий из самых разнообразных норм — религиозных, нравственных, юридических, бытовых, ритуальных. Поэтому, если говорится о шариате как о религиозном законе, то имеется в виду не юридическое, а социальное его значение. Именно такую смысловую нагрузку несет в себе выражение «законы шариата».

Шариат и фикх

Фикх служит основой для оценки поступков людей и выступает как синоним понятия шариат, и в этом случае он относится ко всей совокупности исламского закона, часто в его действительном, историческом и потенциальном смыслах. Однако в мусульманской мысли существует и другая позиция. Ряд комментаторов полагают, что шариат и фикх совпадают в том случае, если речь идет о бесспорных, совершенно понятных предписаниях, приведенных в Коране и Сунне. Если же в этих источниках нет готовых ответов для разрешения конкретных жизненных ситуаций и взаимоотношений между людьми, то найти их — дело фикха. В этом случае термины фикх и шариат противопоставляются друг другу: фикх действует в той сфере, где не работает шариат.
Если же фикх занимается только конкретными поступками человека, его внешним поведением, выводя соответствующие нормы из шариата, то он не противопоставляется шариату, а служит дополнением к нему.

В сферу внимания шариат входят этика и религиозная догматика, нормы исполнения религиозных обязанностей, все, что относится к религиозным убеждениям мусульман и к их нравственному самосовершенствованию. Следуя первоначальному значению арабского слова, это источник, из которого проистекает все истинно исламское поведение.