Шиитская община Москвы

Шиитская община Москвы в современности – в восточноевропейской части России шиизм не является традиционным. В СССР шиизм представляли следующие народы: лезгины, азербайджанцы, таты и некоторые другие. Их численность в те времена была незначительной. Точное их количество в то время нам не известно, так как во времена СССР в официальной статистике не указывалась конфессиональная принадлежность населения. Согласно переписи от 1989 года в Москве проживало: азербайджанцев 20 727 человек, лезгин 2 434 человека, татов 1292 человека (несомненно, что среди перечисленных были шииты).

Резко изменилась ситуация после распада СССР, когда численность азербайджанцев (которые составляли этническую базу московской шиитской общины) резко возросла и по некоторым данным к началу 2000-х годов составила около 800 тысяч человек. Вместе с тем среди московских азербайджанцев-шиитов возрос уровень религиозности, а также степень проявления внутриконфессиональной идентичности. Точное количество мусульман шиитов в Москве (и по России в целом) не установлена.

В столице действуют две шиитские мечети: на улице Новаторов — мечеть резиденции посла Ирана и в районе Отрадное — мечеть «Инам». В 1996 году было создано «Ахль аль-Бейт» — общество мусульман-шиитов, под руководством М. Курбанова. В его составе находятся две организации: «Фатима-Захра» (женское общество) и «Сахиб аз-Заман» (молодежное общество). А также множество «Хосейние», которые расположены по всей Москве.

Обществом в Москве ведется религиозно-просветительская, культурная и другая общественная деятельность с мусульманами-шиитами. В Москве есть своя специфика – это некоторая популярность шиизма в среде новых мусульман, по стране же шииты составляют всего около 3% от общего числа мусульман.

По последним тенденциям русские мусульмане-шииты занимают интеллектуальную нишу в руководстве шиитской общины России. Этому благоприятствует высокая степень образованности русских членов шиитской общины, их общественно-политическая активность и более высокая степень религиозности (если сравнивать с основной частью этнических мусульман-шиитов).
Теологический центр мусульман-шиитов и Шиитский координационно-аналитический центр в Москве были основаны под руководством русских мусульман-шиитов. Первый центр тесно связан с богословами-шиитами из Ирана, функциями второго является ознакомление российского общества с культурным, научным и философским наследием джафаритской школы. Эти центры тесно взаимодействуют со всеми официальными шиитскими организациями в России и мире.

Лидерами шиитской общины Москвы поддерживаются тесные образовательные, информационные, идеологические, богословско-правовые, и культурные связи с религиозными центрами Ирана, в том числе с Всемирной ассамблеей «Ахль аль-Бейт» (М. Курбанов, Т. Черниенко, А. Багиров, В. Фатхолла-заде).[1]

Примечания:
  1. Ислам в Москве: энциклопедический словарь / Коллект. автор. Сост. и отв. редактор – Д. З. Хайретдинов. – Н. Новгород: Издательский дом «Медина», 2008.