Шииты

Шииты (شِيَعَةٌ‎‎ от араб. «шиа» — приверженцы, группировка, партия) — последователи второго по численности (после суннитов) направления в исламе, признававшие законными преемниками Пророка Мухаммада Али ибн Абу Талиба и его потомков, принадлежавших к ахл ал-байт.

История

После смерти Мухаммада вопрос о наследовании его власти не был ясен. По мнению шиитов, на состоявшемся в местечке, называемом qadir khum, собрании Пророк достаточно ясно указал на Али в качестве своего законного преемника, однако это указание не было принято к сведению мусульманским сообществом, которое выбрало первым халифом Абу Бакра, тестя Мухаммада.
В середине 7 в. в борьбе за власть образовалась религиозно-политическая группировка (аш-шиа) сторонников передачи верховной власти Али как ближайшему родственнику и духовному преемнику пророка Мухаммеда. Эта группировка стала ядром шиитского движения, разделившего позднее мусульманскую общину на суннитов и шиитов.
Большинство шиитов обосновывали эти требования родством Али с пророком, его личными качествами и заслугами перед исламом. Часть шиитов проповедовала, что Мухаммед назначил Али своим духовным преемником и что сам Али наделен божественной благодатью.

Призывы к возвращению власти «семье пророка» находили поддержку вследствие широкого недовольства правлением Омейядов. Объясняя все беды «незаконностью» правления Омейядов, «узурпировавших» власть, шииты проповедовали, что только возвращение власти ее законным обладателям Алидам приведет к установлению справедливости на земле. Шиитская пропаганда способствовала падению омейядской династии, но плодами этой победы воспользовались Аббасиды — другая родственная ветвь пророка. Это привело к размежеванию Алидов с Аббасидами и сузило социальную базу шиитского движения.

Взгляды

Шииты признают единственно законными имамами только Али и его потомков.
Военно-политические поражения шиитов (гибель сына Али Хусейна, разгром восстания аль-Мухтара и т.д.) направили их энергию в область религиозных идей. Среди шиитов получили широкое распространение представления об имамах как носителях религиозной и политической власти, освященной Аллахом. Этому способствовало обращение в ислам народов Ирака и Ирана, где издавна бытовали идеи богоявления в человеке.
Ссылаясь на многочисленные предания, аллегорически толкуя отдельные выражения Корана, шииты отстаивали исключительное право потомков Али на верховную власть и передачу ее от отца к сыну.

Все группы мусульман-шиитов единодушны в следующем:
1. Али ибн Абу Талиб — первый халиф, поскольку он истинный имам — духовный руководитель и глава уммы, назначенный Мухаммадом. Именно ему Пророк Мухаммад открыл тайны ислама, которые должны в дальнейшем передаваться в кругу семьи от отца к сыну.
2. Власть имама имеет божественную природу; имам — наместник Аллаха на земле. Он — правитель уммы, обладающий властью над миром видимым и невидимым, духовный вождь, знаток фикха, последняя инстанция в толковании Корана и Сунны. У суннитов халиф-имам — обычный человек; он не обладает Божественной благодатью, он следует за исполнением религиозного закона и ведает мирскими делами. Шииты верят, что выбор имама Божественно предопределен рождением, исключающим всякую возможность ошибок, свойственных человеку. Таким образом, шииты отвергают суннитский принцип иджмы — единодушного мнения общины.
Однако, по мере естественного увеличения числа потомков Али, разногласия возникли и в среде шиитов. Они были связаны с предпочтениями, отдаваемыми тому или иному наследнику из рода Али. Так появились исмаилиты и иснаашариты. Их разногласия сводятся к вопросу о том, какого имама считать ушедшим в гайбу последним, седьмого или двенадцатого. Большинство шиитов — иснаашариты.
В настоящее время для большинства шиитов нет «видимого» имама из рода Али, наступил период «большой гайбы», и роль представителей Али выполняют «люди религии», выдающиеся религиозные деятели. Во время «большого сокрытия» шиитская правовая практика во многом совпадает с суннитской.

Ветви

Уже в середине 8 в. шиитское движение раскололось на два течения — «крайнее» и «умеренное». К первому относят собственно «крайних» (гулат) и исмаилитов, ко второму — зейдитов и имамитов. В свою очередь, эти течения разделились на многочисленные ответвления.
Расхождения между сторонниками различных ответвлений шиизма в основном касаются политических вопросов. Основной общей чертой всех шиитов является их убежденность в том, что власть в исламском мире должна принадлежать потомкам Али. Наибольший политический успех выпал на долю зейдитов и исмаилитов, которым удавалось в разное время и в разных частях халифата создавать свои государства — имаматы.

В настоящее время последователи различных шиитских общин живут практически во всех мусульманских странах и регионах мира. Сегодня шииты представляют примерно 10% мусульман всего мира, что составляет около 1,5 млрд человек. Начиная с 16 в. шиизм прочно укоренился в Иране (80% населения). В Ливане основное шиитское население проживает в долине Бекаа и на юге страны. В Ираке шииты составляют большинство населения (60%). Их также можно встретить в Саудовской Аравии, Йемене, Иордании, Пакистане (более 20%) и в Афганистане.

Случается, в спокойные времена, что правоведы шиитов и суннитов встречаются, обмениваясь идеями в области права и законотворчества, посещают мазхабы друг друга. Но, несмотря на это, в обрядовой и законодательной практике суннитов и шиитов есть различия.